/  Новые возможности для коммерческих банков - автоматизация процесса подготовки отчетности для ЦБ

Новые возможности для коммерческих банков - автоматизация процесса подготовки отчетности для ЦБ

Разработанная компанией РДТЕХ "Автоматизированная система подготовки внешней отчетности коммерческого банка для ЦБ РФ", или модуль "Отчетность ЦБ", позволяет кредитным организациям быстро и оперативно подготавливать обязательную отчетность, предоставляемую в Банк России.

12-13 апреля 2005 года на форуме AppsForum, ежегодно проводимом корпорацией Oracle, компания РДТЕХ представляла систему Oracle Financial Services Applications (OFSA), предназначенную для банков и страховых компаний. Это часть интегрированного комплекса приложений Oracle Е-Business Suite, которая позволяет создать в финансовом институте систему для решения задач управленческого учета, бюджетирования и финансового планирования, управления активами/пассивами и финансовыми рисками. Структуры хранилища данных, лежащего в основе OFSA, оптимизированы под бизнес-задачи современных финансовых институтов.

РДТЕХ - официальный дистрибьютор Oracle выполняет проекты по внедрению OFSA с момента появления системы в России (2002 г.), а также оказывает услуги бизнес-консалтинга и обучения в этой области.

РДТЕХ разработал надстройку, расширяющую возможности системы Oracle Financial Services Applications, предназначенную для подготовки обязательной отчетности, предоставляемой кредитными организациями в Банк России - модуль "Отчетность ЦБ". Принцип его работы был описан в докладе Алены Дробышевской, Ведущего консультанта корпорации Oracle по финансовым приложениям, "Расчет эффективности банковской деятельности и подготовка отчетности для ЦБ" в секции форума AppsForum "Финансовые институты".

Кредитные организации обязаны регулярно в порядке надзора предоставлять в Банк России отчетность установленного формата и содержания. Для большинства банков в настоящее время это трудоемкий и слабо автоматизированный процесс, который осуществляют сотрудники Отделов сводной отчетности с привлечением специалистов других подразделений. Формы отчетности готовятся в основном вручную, начиная от сбора исходных данных из различных источников банка, их унификации и консолидации, и заканчивая ручным вводом данных в программные комплексы Банка России для подготовки отчетности (KLIKO, OBVED и др.). Сложность состоит еще и в том, что требования ЦБ РФ к ее составу и структуре часто меняются.

Модуль "Отчетность ЦБ", построенный на основе хранилища OFSA, является связующим звеном между информационными системами кредитной организации (АБС, система ведения ценных бумаг, система ведения розничных операций, клиентская база и т.д.) и программным комплексом МГТУ Банка России "KLIKO". В KLIKO осуществляется расчет контрольных соотношений и формирование электронной и печатной формы для отправки в Банк России.

Модуль "Отчетность ЦБ" автоматизирует процесс сбора, консолидации и хранения необходимых данных в едином банковском хранилище OFSA, позволяет проводить предварительный оперативный анализ данных, публикуемых в отчетности, а также генерирует выходную форму - файлы в формате KLIKO. Внедрение модуля позволяет существенно снизить трудоемкость и повысить оперативность процесса формирования и предоставления в ЦБ РФ обязательной отчетности кредитных организаций.

Система подготовки отчетности для ЦБ разработана РДТЕХ в соответствии с указаниями Банка России 1376-У, 1481-У и 1494-У. Основа модуля - это преднастроенное хранилище данных OFSA, которое поддерживает формирование основных форм отчетности ЦБ, в частности: 409101, 409102, 409118, 409125, 409134, 409135, 409153, 409302, 409401, 409402, 409501, 409603, 409806, 409807. Помимо хранилища данных OFSA в функционал модуля "Отчетность ЦБ" входят: настраиваемая система сбора данных на основе технологии Oracle Warehouse Builder, которая позволяет собирать данные из различных систем-источников банка, настраиваемый генератор файлов в формате KLIKO и система для предварительного просмотра и оперативного анализа данных для отчетности ЦБ на основе Oracle Discoverer.

Архитектура решения позволяет быстро добавлять в систему новые отчеты или вносить изменения в существующие путем настройки метаданных модуля.