Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17, офис 3013. На карте

24 сентября 2012 журнал "АУДИТ", №9, сентябрь 2012

Статья эксперта РДТЕХ: "Как организовать проверку бизнеса. Оценка рисков собственной компании и активов конкурента"

Данила Косенков, руководитель направления Центра решений для государственных структур РДТЕХ

По оценке международных исследовательских агентств только потребительские мошенничества в розничной торговле в США приносят убытки в 100 миллиардов долларов в год. Аферы среди менеджеров или руководящего звена, лоббирование определенных интересов, мошенничество со сделками, незаконные схемы с договорами или неправомерные махинации для получения инвестиций или крупных кредитов, - ущерб бизнесу гарантирован. В крупных компаниях, как правило, существуют отдельные подразделения по безопасности, в малом бизнесе эти функции на себя берет топ-менеджмент. В большинстве случаев, можно обойтись собственными силами, иногда же следует прибегнуть к помощи специалистов. Чаще всего служба безопасности и отдел внутреннего контроля и аудита могут расследовать конкретную ситуацию, но когда юридических лиц тысячи, а проверку надо провести за несколько недель? Здесь нужен не просто инструментарий детектива, но и мощные вычислительные алгоритмы и методы анализа, позволяющие быстро систематизировать и выявлять различные типы рисков.

В зависимости от целей оценка безопасности бизнеса может проводиться в следующих случаях.

Проверка компаний-участников тендеров

Для крупных российских и международных компаний, которые в день проводят по несколько тендеров, с участием от 5 до 15 претендентов, важно понять, с кем именно им придется ежедневно вести сотрудничество. Как правило, компания не способна самостоятельно оценить участников по всем необходимым параметрам, которых иногда насчитывается несколько сотен: налоговые проблемы, занимаемое место на рынке, прочие риски (однодневка, транзакционная единица, введение наблюдения со стороны налоговых органов в рамках группы компаний), наличие групп компаний прямо или косвенно аффилированных между собой.

Схема 1. Организация проверки участников тендеров службами безопасности компании

Важно, насколько проводимые мероприятия независимы друг от друга, не привязаны к головной компании и ее менеджменту. В подобных случаях необходимо проводить комплексный анализ всей базы организаций, подающих заявки на участие в тендерах. На схеме изображен пример участия в тендере группы прямо аффилированных компаний. В случае проведения индивидуальной проверки каждого тендера со стороны СБ организации будет сложно определить наличие транзитной компании в рамках группы.

В случае, если тендеры проходят с временным интервалом, установить связи с транзитной организацией практически не возможно. В таких случаях выявить группу аффилированных контрагентов позволит только мониторинг всей базы контрагентов с постоянным обновлением корпоративной информации из Российских и международных реестров (ЕГРЮЛ, Росстат и т.д.). В данном примере существуют риски связанные с завышением стоимости услуг, лоббирование компаний со стороны менеджмента организации ? инициатора тендера, фиктивное (не полное) выполнение контракта.

Аудит внутри компании

Компания теряет обороты, а спустя время выясняется, что один из топ-менеджеров организовал параллельный бизнес и использует рабочий ресурс в собственных интересах. Или новый сотрудник на руководящей позиции имеет тесные связи с дочерним предприятием и благодаря открывшимся возможностям пытается вывести его на более высокий уровень, потеснив и создав тем самым конкуренцию головной компании. Или финансовый директор проводит незаконные схемы с договорами за вашей спиной. Знакомые ситуации?

Очевидно, что правильный подбор персонала и расстановка кадров определяют развитие компании. Огромный ущерб может нанести даже один человек, который способен навредить не только личному бизнесу, но и деловому партнерству.

Что делать? Проверять персонал. Как правило, проверка персонала проводится на уровне руководящего звена компании, топ-менеджеров, финансовых директоров и главных бухгалтеров, сотрудников отделов закупок и т.д.: насколько они независимы от контрагентов, соблюдают ли корпоративную этику, насколько компетентны занимаемой должности. Информация собирается вплоть до родственных связей, предыдущих мест работы и участию в капитале юридических лиц. Если вновь прибывший сотрудник Иванов когда-то был связан с Петровым из конкурентной компании или дочернего предприятия, их взаимоотношения тщательно проверяются с целью выяснения рисков для ведения бизнеса.

Схема 2. Конфликт интересов менеджмента компании и группы аффилированных контрагентов

Пример конфликта интересов, связанных с менеджером и привлечением собственных компаний в качестве контрагентов. В рамках исследования была собрана и проанализирована информация по базе контрагентов общим количеством более 800 компаний и по персоналу более 400 сотрудников. Общий объём информации по учредителям и дочерним компаниям составил примерно 5000 объектов исследования.

В данном примере общая сумма контрактования с группой компаний косвенно аффилированных с действующим менеджером по закупкам превысила 850 490 804,0 рублей за несколько лет "сотрудничества". Как правило, в таких схемах типичны риски, связанные с завышением цен на оказываемые услуги и использование транзитных фирм, до подделки документов и фиктивных контрактов.

Схема 3. Проверка менеджмента компании

При проверке персонала важную роль имеет полнота, актуальность и достоверность информации об объекте исследования. Проверки персонала могут проводиться как с целью подтверждения резюме и понимания уровня кандидата на соответствие должности, так и для понимания вовлеченности конкретного сотрудника в неформальные отношения с компаниями контрагентами. Такие проверки, как правило, происходят в случае подозрения (претензий) у руководящего звена к конкретному сотруднику и не являются превентивным анализом (оценкой) рисков, связанных с ведением бизнеса. Сотрудники СБ проводит такие проверки постфактум и целью проверок является возвращение активов, которые были выведены незаконным путем. Ключевыми индикаторами для проведения проверок персонала являются следующие показатели: отсутствие запланированной прибыли у компании, резкое увеличение кол-ва контрагентов, закупки одного и того же типа товаров у разных контрагентов.

Для превентивного анализа действий менеджмента важную роль играет ведение полной базы контрагентов интегрированной с информацией из корпоративных реестров, таких как: ФНС, ЕГРЮЛ, Росстат и т.д. В этом случае можно оценить, прямые и косвенные (через родственников, бывших коллег) связи сотрудника с компаниями контрагентами, а так же наличие транзитных компаний и группы компаний с общими бенефициарами. Комплексный анализ всей базы контрагентов позволит пересмотреть отношения в рамках контрактования и изменить политику закупок, что приведет к уменьшению расходов и позволит избежать вовлеченности менеджмента компании в сделки.

Оценка бизнеса при инвестировании и кредитовании

Риски могут быть связаны с получением инвестиций, причем они касаются как тех, кто выдает деньги, так и тех, кто их получает. В случае трансграничного инвестирования, иностранные компании понимают, что Россия - зона коммерческого риска, и прежде чем заключать крупные сделки, нужно тщательно изучить потенциального партнера и его место на рынке. Другая ситуация, когда инвестор желает знать, куда будут расходоваться деньги, и насколько компания-заемщик подвержена влиянию со стороны государства или криминальных структур. Если у компании есть связи с чиновниками, криминальными структурами либо с администрацией города/района, которые могут повлиять на развитие бизнеса, инвестор подвергает себя определенным рискам и хочет заранее их избежать. Сегодня информационные провайдеры предоставляют целый ряд услуг связанных с исследованиями в области международной коррупционной практики. Но, как правило, для проведения таких исследований мало понимать, кто стоит за тем или иным бизнесом на текущий момент. Для полного понимания необходимо иметь представление о формировании бизнеса, какой капитал был в основе компании, какими политическими партиями или чиновниками он контролировался. В таких исследованиях информация может собираться за многолетний период времени и расставить ключевые акценты в жизненном цикле компании без использования специальных средств анализа информации практически не возможно. Так же важно понимать насколько информация является достоверной, поскольку чаще всего с крупным бизнесом может быть связано много компрометирующих публикаций, статей, высказываний, специально омрачающих бизнес. Провести независимое исследование бизнеса, основанное на достоверных фактах можно только с применением регистрационной информации полученной из официальных реестров с момента основания объекта исследования.

Что делать? Проводить комплексную проверку документов по базам. Частая практика, когда клиент под крупный кредит гарантирует определенную долю в якобы своей компании. Запрашивая у банка или иностранного инвестора сумму в несколько десятков миллионов рублей, человек предоставляет в виде гарантии учредительные документы, в которых прописано, что он является учредителем компании и владеет долей бизнеса. Под такие гарантии банки выдают довольно большие суммы. Часто человек предоставляет документы, которые уже не имеют юридической силы. Как правило, из-за расхождения в реестрах и законе о нераскрытии информации оценить реальную долю в бизнесе довольно сложная задача. Единственный способ оценки участия заемщика в капитале юридического лица - это оценка его дивидендов по акциям за последние несколько лет. Часто у компании меняется состав, акционеров, человек уже не имеет никакого отношения к этому бизнесу, но документ у него на руках. Причем информация о владении долей в компании может присутствовать в реестрах, например, в ЕГРЮЛ и Росстате она будет, но если посмотреть на реальный доход по акциям то окажется, что у заемщика он отсутствует. Многие компании не показывают реальные отчеты по бизнесу. Если это ОАО, то даже в открытых годовых отчетах они делают "ошибки" примерно в 20 - 25% по сравнению с реальной цифрой.

Конкурентная разведка

В случае с оценкой безопасности бизнеса конкурентная разведка представляет собой не столько маркетинговое исследование, сколько полный анализ активов конкурента (внешнее исследование).

В рамках исследования проводится оценка конкурента по максимально возможному количеству параметров: анализ бизнеса конкурента, выявление ключевых выгодоприобретателей и лиц, принимающих решение для этого бизнеса, основные сферы деятельности, ключевые контрагенты и объем поставок, наличие схем налоговой оптимизации, сотрудники и уровень заработной платы. Все эти параметры могут многое сказать о занимаемой позиции на рынке.

Конкурентная разведка привнесла в корпоративный сектор информационно-аналитический инструментарий спецслужб и стала механизмом, который значительно усилил эффективность компаний в области реагирования на изменения внешней среды.

В случае производства десять лет назад на создание нового продукта для глобального рынка можно было потратить 2-3 года, то теперь - максимум 5-6 месяцев, но и этот срок может оказаться непозволительной роскошью при выходе на глобальные рынки. Сегодня "большой, может быть, и не съест маленького, а вот быстрый - точно съест медленного".

Размытие реальной картины бизнеса типичная ситуация для России. Оффшорные зоны (Кипр, Виргинские острова, Гибралтар и т.д.) позволяют скрыть реальных бенефициаров и реальную прибыль. В рамках исследования могут быть собраны сотни документов из Российских и международных реестров, но понимания кто стоит за номинальными владельцами не будет.

В данном случае необходимо комплексное исследование информации из различных реестров, определение неявных связей в рамках группы компаний, и, практически в 99% случаев косвенно определить реальных владельцев возможно. Как правило, при исследовании корпоративной информации связанной с крупным холдингом общий объём информации об учредителях, дочерних компаниях, директорах может превышать десятки тысяч объектов исследования. И без специального инструментария правильно расставить приоритеты практически не возможно.

Схема 4. Пример исследования крупного нефтехимического холдинга

Схема 5. Пример исследования крупного нефтехимического холдинга

Помощь профессионала

Чтобы получить максимально достоверную и полную картину по оценке бизнеса, необходимо собрать довольно большой объем разнородной информации, провести комплексный анализ, определить ключевые риски и рассмотреть методы их минимизации. Крупной компании, которая имеет обширную клиентскую базу, занимает лидирующие позиции на рынке и проводит большое количество сделок, самостоятельно справиться с подобной задачей не под силу.

Наша компания, представляющая услуги по информационно-аналитическим системам, предназначенным для мониторинга, оценке рисков, а также ,выявлению и предотвращению мошеннических схем, разработала уникальную методику проверки бизнеса, основанную на базе технологий визуального анализа данных английской компании i2 Limited.

Система выполняет функции по учёту контрагентов и партнеров Компании (юридических и физических лиц) и обеспечивает выявление ключевых рисков связанных с внешней и внутренней деятельностью. В рамках информационного наполнения мы используем общедоступные Российские и международные реестры корпоративной информации, такие как: ФНС, ЕГРЮЛ, Росстат, World Check, Lexis Nexis. Вся информация консолидируется в единой базе данных и с помощью скоринговых моделей ранжируется по критериям, связанным с теми или иными рисками.

В рамках взаимодействия с клиентами мы можем как внедрить систему оценки рисков, так и подготовить Отчёт по связанным с Компанией юридическим лицам на основании комплексного исследования включая (но не ограничиваясь):

  • определение юридических лиц с высокими налоговыми рисками (в том числе случаи, когда оборот с Компанией превышает выручку, сообщённую в налоговые органы);
  • выявление групп неявно аффилированных и связанных юридических лиц, работающих с Компанией (в том числе случаи, связанные с контрактованием с транзитными фирмами, перепродавцами, аккумулирующими расходы группы);
  • обнаружение конфликтов интересов у сотрудников Компании и их скрытые связи с юридическими лицами (в том числе случаи, потенциально составляющие "схемы", фиктивные тендеры), проведение проверок персонала на соответствие корпоративной этике Компании;
  • определение схем налоговой минимизации и определения непрозрачного начисления заработной платы сотрудникам компании-контрагента;
  • наличие у юридических лиц "административного ресурса" или связей в правоохранительных органах (в том числе случаи, связанные с возможными взятками, злоупотреблениями, административным давлением с целью получения преференций).

Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ