Статья эксперта РДТЕХ: "Как организовать проверку бизнеса. Оценка рисков собственной компании и активов конкурента"
По оценке международных исследовательских агентств только потребительские мошенничества в розничной торговле в США приносят убытки в 100 миллиардов долларов в год. Аферы среди менеджеров или руководящего звена, лоббирование определенных интересов, мошенничество со сделками, незаконные схемы с договорами или неправомерные махинации для получения инвестиций или крупных кредитов, - ущерб бизнесу гарантирован. В крупных компаниях, как правило, существуют отдельные подразделения по безопасности, в малом бизнесе эти функции на себя берет топ-менеджмент. В большинстве случаев, можно обойтись собственными силами, иногда же следует прибегнуть к помощи специалистов. Чаще всего служба безопасности и отдел внутреннего контроля и аудита могут расследовать конкретную ситуацию, но когда юридических лиц тысячи, а проверку надо провести за несколько недель? Здесь нужен не просто инструментарий детектива, но и мощные вычислительные алгоритмы и методы анализа, позволяющие быстро систематизировать и выявлять различные типы рисков.
В зависимости от целей оценка безопасности бизнеса может проводиться в следующих случаях.
Проверка компаний-участников тендеров
Для крупных российских и международных компаний, которые в день проводят по несколько тендеров, с участием от 5 до 15 претендентов, важно понять, с кем именно им придется ежедневно вести сотрудничество. Как правило, компания не способна самостоятельно оценить участников по всем необходимым параметрам, которых иногда насчитывается несколько сотен: налоговые проблемы, занимаемое место на рынке, прочие риски (однодневка, транзакционная единица, введение наблюдения со стороны налоговых органов в рамках группы компаний), наличие групп компаний прямо или косвенно аффилированных между собой.Схема 1. Организация проверки участников тендеров службами безопасности компании
Важно, насколько проводимые мероприятия независимы друг от друга, не привязаны к головной компании и ее менеджменту. В подобных случаях необходимо проводить комплексный анализ всей базы организаций, подающих заявки на участие в тендерах. На схеме изображен пример участия в тендере группы прямо аффилированных компаний. В случае проведения индивидуальной проверки каждого тендера со стороны СБ организации будет сложно определить наличие транзитной компании в рамках группы.
В случае, если тендеры проходят с временным интервалом, установить связи с транзитной организацией практически не возможно. В таких случаях выявить группу аффилированных контрагентов позволит только мониторинг всей базы контрагентов с постоянным обновлением корпоративной информации из Российских и международных реестров (ЕГРЮЛ, Росстат и т.д.). В данном примере существуют риски связанные с завышением стоимости услуг, лоббирование компаний со стороны менеджмента организации ? инициатора тендера, фиктивное (не полное) выполнение контракта.
Аудит внутри компании
Компания теряет обороты, а спустя время выясняется, что один из топ-менеджеров организовал параллельный бизнес и использует рабочий ресурс в собственных интересах. Или новый сотрудник на руководящей позиции имеет тесные связи с дочерним предприятием и благодаря открывшимся возможностям пытается вывести его на более высокий уровень, потеснив и создав тем самым конкуренцию головной компании. Или финансовый директор проводит незаконные схемы с договорами за вашей спиной. Знакомые ситуации?Очевидно, что правильный подбор персонала и расстановка кадров определяют развитие компании. Огромный ущерб может нанести даже один человек, который способен навредить не только личному бизнесу, но и деловому партнерству.
Что делать? Проверять персонал. Как правило, проверка персонала проводится на уровне руководящего звена компании, топ-менеджеров, финансовых директоров и главных бухгалтеров, сотрудников отделов закупок и т.д.: насколько они независимы от контрагентов, соблюдают ли корпоративную этику, насколько компетентны занимаемой должности. Информация собирается вплоть до родственных связей, предыдущих мест работы и участию в капитале юридических лиц. Если вновь прибывший сотрудник Иванов когда-то был связан с Петровым из конкурентной компании или дочернего предприятия, их взаимоотношения тщательно проверяются с целью выяснения рисков для ведения бизнеса.
Схема 2. Конфликт интересов менеджмента компании и группы аффилированных контрагентов
Пример конфликта интересов, связанных с менеджером и привлечением собственных компаний в качестве контрагентов. В рамках исследования была собрана и проанализирована информация по базе контрагентов общим количеством более 800 компаний и по персоналу более 400 сотрудников. Общий объём информации по учредителям и дочерним компаниям составил примерно 5000 объектов исследования.
В данном примере общая сумма контрактования с группой компаний косвенно аффилированных с действующим менеджером по закупкам превысила 850 490 804,0 рублей за несколько лет "сотрудничества". Как правило, в таких схемах типичны риски, связанные с завышением цен на оказываемые услуги и использование транзитных фирм, до подделки документов и фиктивных контрактов.
Схема 3. Проверка менеджмента компании
При проверке персонала важную роль имеет полнота, актуальность и достоверность информации об объекте исследования. Проверки персонала могут проводиться как с целью подтверждения резюме и понимания уровня кандидата на соответствие должности, так и для понимания вовлеченности конкретного сотрудника в неформальные отношения с компаниями контрагентами. Такие проверки, как правило, происходят в случае подозрения (претензий) у руководящего звена к конкретному сотруднику и не являются превентивным анализом (оценкой) рисков, связанных с ведением бизнеса. Сотрудники СБ проводит такие проверки постфактум и целью проверок является возвращение активов, которые были выведены незаконным путем. Ключевыми индикаторами для проведения проверок персонала являются следующие показатели: отсутствие запланированной прибыли у компании, резкое увеличение кол-ва контрагентов, закупки одного и того же типа товаров у разных контрагентов.
Для превентивного анализа действий менеджмента важную роль играет ведение полной базы контрагентов интегрированной с информацией из корпоративных реестров, таких как: ФНС, ЕГРЮЛ, Росстат и т.д. В этом случае можно оценить, прямые и косвенные (через родственников, бывших коллег) связи сотрудника с компаниями контрагентами, а так же наличие транзитных компаний и группы компаний с общими бенефициарами. Комплексный анализ всей базы контрагентов позволит пересмотреть отношения в рамках контрактования и изменить политику закупок, что приведет к уменьшению расходов и позволит избежать вовлеченности менеджмента компании в сделки.
Оценка бизнеса при инвестировании и кредитовании
Риски могут быть связаны с получением инвестиций, причем они касаются как тех, кто выдает деньги, так и тех, кто их получает. В случае трансграничного инвестирования, иностранные компании понимают, что Россия - зона коммерческого риска, и прежде чем заключать крупные сделки, нужно тщательно изучить потенциального партнера и его место на рынке. Другая ситуация, когда инвестор желает знать, куда будут расходоваться деньги, и насколько компания-заемщик подвержена влиянию со стороны государства или криминальных структур. Если у компании есть связи с чиновниками, криминальными структурами либо с администрацией города/района, которые могут повлиять на развитие бизнеса, инвестор подвергает себя определенным рискам и хочет заранее их избежать. Сегодня информационные провайдеры предоставляют целый ряд услуг связанных с исследованиями в области международной коррупционной практики. Но, как правило, для проведения таких исследований мало понимать, кто стоит за тем или иным бизнесом на текущий момент. Для полного понимания необходимо иметь представление о формировании бизнеса, какой капитал был в основе компании, какими политическими партиями или чиновниками он контролировался. В таких исследованиях информация может собираться за многолетний период времени и расставить ключевые акценты в жизненном цикле компании без использования специальных средств анализа информации практически не возможно. Так же важно понимать насколько информация является достоверной, поскольку чаще всего с крупным бизнесом может быть связано много компрометирующих публикаций, статей, высказываний, специально омрачающих бизнес. Провести независимое исследование бизнеса, основанное на достоверных фактах можно только с применением регистрационной информации полученной из официальных реестров с момента основания объекта исследования.Что делать? Проводить комплексную проверку документов по базам. Частая практика, когда клиент под крупный кредит гарантирует определенную долю в якобы своей компании. Запрашивая у банка или иностранного инвестора сумму в несколько десятков миллионов рублей, человек предоставляет в виде гарантии учредительные документы, в которых прописано, что он является учредителем компании и владеет долей бизнеса. Под такие гарантии банки выдают довольно большие суммы. Часто человек предоставляет документы, которые уже не имеют юридической силы. Как правило, из-за расхождения в реестрах и законе о нераскрытии информации оценить реальную долю в бизнесе довольно сложная задача. Единственный способ оценки участия заемщика в капитале юридического лица - это оценка его дивидендов по акциям за последние несколько лет. Часто у компании меняется состав, акционеров, человек уже не имеет никакого отношения к этому бизнесу, но документ у него на руках. Причем информация о владении долей в компании может присутствовать в реестрах, например, в ЕГРЮЛ и Росстате она будет, но если посмотреть на реальный доход по акциям то окажется, что у заемщика он отсутствует. Многие компании не показывают реальные отчеты по бизнесу. Если это ОАО, то даже в открытых годовых отчетах они делают "ошибки" примерно в 20 - 25% по сравнению с реальной цифрой.
Конкурентная разведка
В случае с оценкой безопасности бизнеса конкурентная разведка представляет собой не столько маркетинговое исследование, сколько полный анализ активов конкурента (внешнее исследование).В рамках исследования проводится оценка конкурента по максимально возможному количеству параметров: анализ бизнеса конкурента, выявление ключевых выгодоприобретателей и лиц, принимающих решение для этого бизнеса, основные сферы деятельности, ключевые контрагенты и объем поставок, наличие схем налоговой оптимизации, сотрудники и уровень заработной платы. Все эти параметры могут многое сказать о занимаемой позиции на рынке.
Конкурентная разведка привнесла в корпоративный сектор информационно-аналитический инструментарий спецслужб и стала механизмом, который значительно усилил эффективность компаний в области реагирования на изменения внешней среды.
В случае производства десять лет назад на создание нового продукта для глобального рынка можно было потратить 2-3 года, то теперь - максимум 5-6 месяцев, но и этот срок может оказаться непозволительной роскошью при выходе на глобальные рынки. Сегодня "большой, может быть, и не съест маленького, а вот быстрый - точно съест медленного".
Размытие реальной картины бизнеса типичная ситуация для России. Оффшорные зоны (Кипр, Виргинские острова, Гибралтар и т.д.) позволяют скрыть реальных бенефициаров и реальную прибыль. В рамках исследования могут быть собраны сотни документов из Российских и международных реестров, но понимания кто стоит за номинальными владельцами не будет.
В данном случае необходимо комплексное исследование информации из различных реестров, определение неявных связей в рамках группы компаний, и, практически в 99% случаев косвенно определить реальных владельцев возможно. Как правило, при исследовании корпоративной информации связанной с крупным холдингом общий объём информации об учредителях, дочерних компаниях, директорах может превышать десятки тысяч объектов исследования. И без специального инструментария правильно расставить приоритеты практически не возможно.
Схема 4. Пример исследования крупного нефтехимического холдинга
Схема 5. Пример исследования крупного нефтехимического холдинга
Помощь профессионала
Чтобы получить максимально достоверную и полную картину по оценке бизнеса, необходимо собрать довольно большой объем разнородной информации, провести комплексный анализ, определить ключевые риски и рассмотреть методы их минимизации. Крупной компании, которая имеет обширную клиентскую базу, занимает лидирующие позиции на рынке и проводит большое количество сделок, самостоятельно справиться с подобной задачей не под силу.Наша компания, представляющая услуги по информационно-аналитическим системам, предназначенным для мониторинга, оценке рисков, а также ,выявлению и предотвращению мошеннических схем, разработала уникальную методику проверки бизнеса, основанную на базе технологий визуального анализа данных английской компании i2 Limited.
Система выполняет функции по учёту контрагентов и партнеров Компании (юридических и физических лиц) и обеспечивает выявление ключевых рисков связанных с внешней и внутренней деятельностью. В рамках информационного наполнения мы используем общедоступные Российские и международные реестры корпоративной информации, такие как: ФНС, ЕГРЮЛ, Росстат, World Check, Lexis Nexis. Вся информация консолидируется в единой базе данных и с помощью скоринговых моделей ранжируется по критериям, связанным с теми или иными рисками.
В рамках взаимодействия с клиентами мы можем как внедрить систему оценки рисков, так и подготовить Отчёт по связанным с Компанией юридическим лицам на основании комплексного исследования включая (но не ограничиваясь):
- определение юридических лиц с высокими налоговыми рисками (в том числе случаи, когда оборот с Компанией превышает выручку, сообщённую в налоговые органы);
- выявление групп неявно аффилированных и связанных юридических лиц, работающих с Компанией (в том числе случаи, связанные с контрактованием с транзитными фирмами, перепродавцами, аккумулирующими расходы группы);
- обнаружение конфликтов интересов у сотрудников Компании и их скрытые связи с юридическими лицами (в том числе случаи, потенциально составляющие "схемы", фиктивные тендеры), проведение проверок персонала на соответствие корпоративной этике Компании;
- определение схем налоговой минимизации и определения непрозрачного начисления заработной платы сотрудникам компании-контрагента;
- наличие у юридических лиц "административного ресурса" или связей в правоохранительных органах (в том числе случаи, связанные с возможными взятками, злоупотреблениями, административным давлением с целью получения преференций).