×
Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Нагатинская, д.1 стр.40. На карте
19Декабря 2013"ИКС-Журнал", №12, декабрь 2012

Интервью: "Кто поможет государству и бизнесу найти общий язык?"

Данила Косенков , руководитель направления Центра решений для госсектора РДТЕХ

По мнению Данилы Косенкова, руководителя направления Центра решений для госсектора РДТЕХ, эффективному взаимодействию государства и бизнеса должны способствовать экспертные сообщества.

- Единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к государственно-частному партнерству, не существует. Какие формы вы считаете наиболее конструктивными в ИКТ?


- Наиболее эффективное взаимодействие государственных и коммерческих структур, по опыту РДТЕХ, происходит в рамках организаций под эгидой государства, в которых, тем не менее, работают люди, пришедшие из бизнеса. Они могут выступать медиаторами и экспертами в реализации проектов государственно-частного партнёрства и формировании соответствующей законодательной базы. Для организации более тесного сотрудничества государства и бизнеса сейчас делается многое. Государство готовит новые структурные и регламентирующие законопроекты, регулирующие эту сферу, а бизнес, в свою очередь, совершенствует свои технологические и производственные мощности в целях реализации этих законопроектов. В таких условиях роль экспертов-посредников трудно переоценить. Они помогают госструктурам находить новые решения, одновременно не допуская формирования коррупционных схем взаимодействия. Без создания таких промежуточных организаций и сообществ государство не сможет эффективно инвестировать деньги в бизнес.

- Какие наиболее значимые факторы развития государственно-частного партнерства в ИКТ вы бы выделили?

- Важно понимать, что большая доля предприятий крупного и среднего бизнеса в сфере ИКТ нацелена на обслуживание государства. Поэтому предприятия заинтересованы в том, чтобы механизмы сопряжения интересов бизнеса и государства, важнейшим из которых является ГЧП, работали максимально эффективно. Обе стороны могут оказать друг другу серьёзную помощь. Государство, инвестируя в технологические проекты, решает сразу несколько задач, главные из которых - улучшение управляемости экономики и развитие инфраструктуры. Бизнес же получает финансовые ресурсы для дальнейшего совершенствования технологий, а также для развития собственных компетенций. Именно это, по нашему мнению, и есть ключевой фактор синергии бизнеса и государства.

- А какие факторы, по вашему мнению, препятствуют развитию ГЧП в ИКТ?

- Основная проблема в том, что чиновники зачастую не понимают, как бизнес может содействовать решению тех задач, которые они выполняют. Государственный аппарат просто в силу своей специфики - это машина, которая не способна работать сама по себе, без помощи квалифицированных консультантов со стороны бизнеса. Причём работы только экономистов и юристов здесь недостаточно - в одиночку они не могут перевести законодательную базу на новый уровень. У госструктур слишком много сиюминутных задач, за которыми они могут не увидеть передовых технологий и инноваций, предлагаемых бизнесом. Поэтому я еще раз хочу подчеркнуть важность экспертного взаимодействия через совместные предприятия, обеспечивающие согласованность интересов.

- Каковы критерии эффективности государственно-частного партнерства в ИКТ?

- В качестве инвестора для бизнеса государство должно быть заинтересовано в выполнении инновационных проектов любого направления, фактически вне зависимости от их технологического содержания. Однако оно должно более внимательно относиться к конкретным технологическим инициативам, которые планируется осуществлять.

Мера эффективности частно-государственных проектов в ИКТ - не объём привлеченных инвестиций, а польза, которую они приносят на этапе реализации. В России сейчас ведётся большое количество масштабных проектов, но с точки зрения эффективности для госструктур многие из них, по моему мнению, не совсем оптимальны.

В последнее время государством были направлены колоссальные инвестиции на выполнение ряда крупных проектов, таких как "Электронная Россия" и "Электронная Москва". К сожалению, можно констатировать, что из-за распространения коррупционных схем и неэффективного взаимодействия участников проектов значительная часть этих средств была растрачена впустую. Я уверен, что при наличии грамотно выстроенных посреднических схем, контроля со стороны государства и рекомендаций со стороны бизнеса взаимодействие государства и бизнеса может быть гораздо эффективнее.

Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ