×
Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Нагатинская, д.1 стр.40. На карте
14Мая 2013портал COMNEWS, май 2013

Статья "ИТ-планирование как необходимость"

Олег Безгин, руководитель практики управленческого консалтинга РДТЕХ

Мало кто из руководителей совсем ничего не слышал о необходимости стратегического управления. Все понимают, что необходимо планировать будущее компании, выявлять и усиливать те факторы, которые обеспечат рыночную состоятельность бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Все, ну или почти все, слышали о таких понятиях, как "сбалансированная система показателей", "стратегический план", "управление по целям" и т.д.

Многие компании, следующие передовым и эффективным технологиям управления, уже внедрили механизмы стратегического управления. Наиболее передовые ограничиваются не только проектированием стратегических целей и разработкой планов их достижения, но и строят систему обратной связи для понимания степени реализации и актуальности корпоративной стратегии, систему стратегически ориентированного стимулирования персонала, разрабатывают стратегии в отдельных функциональных областях, детализирующие корпоративную стратегию верхнего уровня. Примером такой функциональной стратегии является как раз ИТ-стратегия".

ИТ-стратегия - это план, определяющий и соединяющий в единое целое принципы развития информационных технологий в компании, цели развития ИТ в долгосрочной и среднесрочной перспективах, необходимые для этого ресурсы, программы и проекты по достижению поставленных целей, а также нормативы, устанавливающие и закрепляющие ответственность должностных лиц и структурных подразделений компании за свою работ. Можно смело заявить, что правильная ИТ-стратегия, как и любая другая стратегия, должна соответствовать смыслу известного выражения Майкла Портера: "Ваша стратегия определяет, не только то, что вы делаете - а еще и то, чего вы не будете делать".

Должна ли существовать интеграция между бизнес-стратегией и ИТ-стратегией компании? Очевидно, что да! Наверное, не найдется тех, кто будет отрицать здравый смыл и целесообразность такой неразрывной связи.

Но существует ли такая интеграция на практике, насколько она эффективна?

К сожалению, немногие компании могут подтвердить это. Полноценная и эффективная интеграция бизнес- и ИТ-стратегии до сих пор считается достижением и признаком лидерства, а не "нормальным и общепринятым стандартом ведения дел".

И дело не только в обеспечении "простой" интеграции стратегий. Считается, что мы живем в информационную эпоху, когда корпоративная информация (нематериальные активы) имеет не меньшее значение, чем материальные активы. Инвестиции в ИТ уже давно стали весомой статьей в бюджете крупных компаний. Некоторое время назад компания Balanced Scorecard Collaborative, Inc. опубликовала свое исследование о том, что в среднем 9 из 10 компаний не могут реализовать свою стратегию. В качестве основных причин было выделено четыре барьера: "барьер человеческого фактора" - система мотивации руководства и сотрудников не связана со стратегией; "барьер видения" - работники компании не понимают стратегию и своей роли в ее реализации; "барьер руководства" - руководство компаний не уделяет достаточного времени на обсуждение и анализ стратегии; "барьер ресурсов" - в компаниях отсутствует связь между оперативными планами, бюджетами и стратегией.

Думаю, что не будет преувеличением ввести в эту структуру еще один барьер - "барьер ИТ", то есть недостаточное внимание к современным информационным технологиям. Несогласованность потребностей и целей бизнес-подразделений и целей развития ИТ-подразделений может привести к провалу или неэффективной реализации корпоративной стратегии!

В чем же все-таки кроются причины того, что интеграция бизнес- и ИТ-стратегий чаще всего носит все же декларативный характер? Здесь я могу выделить следующие факторы: разделение и несогласованность жизненных циклов бизнес- и ИТ-стратегий (время и длительность разработки, анализа и корректировки); последовательная разработка бизнес- и ИТ-стратегий имеет длительный и итеративный характер, что не соответствует росту общей изменчивости бизнес-среды и постепенному сокращению горизонта стратегического планирования; отсутствие или недостаточный объем диалога между бизнес- и ИТ-подразделениями в ходе разработки бизнес-стратегии - вопросы, связанные с информационными технологиями, не рассматриваются или рассматриваются в недостаточном объеме, ИТ-специалисты не вовлекаются в достаточной степени; низкое качество разработанной бизнес-стратегии - стратегия не формализована (существует в виде отдельных субъективных предположений) или описана со степенью детализации, недостаточной для стыковки требований бизнеса и ИТ. ИТ-подразделения могут просто не понимать и не разделять суть бизнес-стратегии, не видеть своей роли в ее реализации и не осознавать своей ответственности; отсутствие целостного описания ИТ-архитектуры предприятия; отсутствие или недостаточная эффективность механизмов мониторинга и оценки динамики реализации корпоративной стратегии, включая ее ИТ-компоненту, на основании измеримых количественных показателей.

Так как же обеспечить полноценную интеграцию бизнес-стратегии и ИТ-стратегии? Вот основные пути: объединение жизненных циклов бизнес- и ИТ-стратегии, стратегическое планирование на уровне совместных команд бизнес- и ИТ-специалистов; фокусирование большего внимания на наилучших доступных ИТ-технологиях при проведении стратегического анализа, например с использованием PEST-технологии. Необходимо не просто найти ИТ-технологию, адекватную текущим и перспективным бизнес-потребностям компании, но и произвести анализ возможности использования существующих и перспективных ИТ-новинок для формирования целевого видения бизнеса и отдельных процессов; разработка измеримых стратегических целей в соответствии с методологией SMART, разумная и достаточная детализация стратегических целей, показателей и мероприятий на необходимые уровни организации для распределения ответственности, вовлечения персонала и обеспечения однозначного понимания им корпоративной стратегии и поставленных бизнес-задач; мониторинг, регулярный анализ и пересмотр корпоративной и функциональных стратегий, включая ИТ-стратегию, на основе измеримых количественных показателей - KPI, использование эффективных BI-решений; организация корпоративного центра компетенций в области стратегического управления - "стратегического офиса", обеспечивающего всестороннюю поддержку и координацию процесса стратегического управления в компании; согласованное описание и управление изменениями бизнес- и ИТ-архитектуры, создание "архитектурного офиса" для управления архитектурой предприятия (Enterprise Architecture).

Казалось бы, все просто - нужно искоренить указанные выше причины, обеспечить "сращивание" циклов планирования, обеспечить совместную удобную работу ИТ- и бизнес-специалистов, использовать современные методы и инструменты управления. Но иллюзий быть не должно!

Потребуется не просто "коробочное" внедрение отдельных инструментов, а серьезное вмешательство в существующую систему управления компании, комплексный и целенаправленный подход к построению эффективного стратегического управления. Критерием успеха на пути реализации этих изменений будет готовность конкретных топ- и мидл-менеджеров изменить управленческую парадигму.

Что же компания может получить по итогам интеграции бизнес- и ИТ-стратегии? Вполне уместно говорить о следующих потенциальных результатах, достижимых в среднесрочной перспективе: решение "вечной" проблемы недопонимания бизнес- и ИТ-подразделений; целенаправленное, согласованное с бизнесом и долгосрочными целями развитие корпоративных ИТ-технологий и ИТ-систем; повышение операционной эффективности компании за счет появления синергетических эффектов от объединения бизнес-требований и ИТ-возможностей; повышение результативности и эффективности реализации корпоративной стратегии, включая ИТ-стратегию.

В завершение хотелось бы отметить, что проблема синхронизации ИТ- и бизнес-стратегий не нова, но подходы к решению таких задач развиваются. Накапливается и опыт, и экспертиза. Возможно, через несколько лет данный вопрос перестанет быть столь острым и проблемным и ИТ станет чуть ли не главным инструментом, позволяющим реализовывать корпоративную стратегию максимально эффективно!

Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ