×
Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Нагатинская, д.1 стр.40. На карте
22Сентября 2015CRN.RU, 22 сентября 2015 г.

Статья РДТЕХ "Будущее аутсорсинга ИТ-услуг"

Павел Шмелев, директор Центра технического консалтинга РДТЕХ

В наиболее экономически развитых государствах мира принято считать, что одной из первых фирм, успешно применившей практику ИТ-аутсорсинга в начале 90-х годов прошлого века, была компания KODAK.

После детального анализа ситуации на рынке информационных технологий и экономического анализа основных показателей развития фирмы топ-менеджеры пришли к выводу, что достижение лидерства в сфере высоких технологий не является основным приоритетом компании. В результате такого решения было принято предложение о передаче управления всем информационным реалмом компании KODAK внешнему аутсорсеру — IBM. Таким образом, корпорация KODAK сосредоточилась на своем основном бизнесе, получив гарантированное качество информационного обеспечения бизнес-процессов.

Со временем фирма IBM расширила спектр аутсорсинга, распространив его не только на крупные, но и на средние и мелкие корпорации. Например, в 2005 году было выделено более 300 миллионов долларов для развития партнерской сети по оказанию консалтинговых услуг в области ИТ-аутсорсинга для среднего бизнеса. Проект по продвижению услуг IBM предусматривал не столько продажу оборудования и консультационных услуг, но и как можно более полный аутсорсинг ИТ-служб как крупных, так и средних корпораций (работу с последними вели через региональных партнеров и непосредственно головной офис). Этот проект имел внутреннее кодовое название «PROJECT INFUSION» (проект внедрения).

В области крупных компаний широко использовался тот факт, что представители этого сегмента ИТ-рынка предпочитают не разрабатывать приложения, а покупать готовые решения с незначительной доработкой под особенности бизнес-процессов. При этом все более и более характерной становилась ориентация на представление информационного обеспечения и программно-аппаратного комплекса как сервиса, не являющегося основным бизнес-процессом для корпораций. Поэтому продажа программного обеспечения и серверного оборудования, по стратегии IBM, должна была уступить место продаже всего информационного пакета сервисов и услуг. В идеале достигалось полное поглощение отделов и служб и долгосрочный аутсорсинг всего информационного реалма корпораций.

В области среднего бизнеса была сделана ставка на партнеров, которые должны были не только перепродавать оборудование (аппаратные средства и программное обеспечение IBM), но и хостинг бизнес-приложений и услуги аутсорсинга. При этом конкурентным преимуществом IBM был не только опыт и репутация компании, но также практическая возможность найти любого ИТ-специалиста внутри корпорации и решить проблему интеграции силами IBM.

Я, работая руководителем группы администрирования IBM GLOBAL SERVICES, был непосредственным участником осуществления проектов аутсорсинга для крупнейших страховых компаний Восточного берега США.

Используя аутсорсинг, Вы, по сути, не только покупаете сервис информационного обеспечения бизнес-процессов. Вы впускаете в свое «святое святых», сердце бизнеса чужого хранителя. Этому хранителю Вы доверяете сохранять Ваши данные и обеспечивать непрерывность Вашего главного процесса получения прибыли. Поэтому выбор такого хранителя-провайдера исключительно важен.

Выбор подрядчика для услуг аутсорсинга не является чем-то уникальным. Классический принцип приоритета опыта, надежности и экономически обоснованной цены остается в силе. Кризис только обостряет грани этого выбора, оголяет суть. В кризис, особенно нынешний, окрашенный всполохами геополитических баталий, возможных санкций и раздоров, в первую очередь надо смотреть не на Запад или Восток, а на свои собственные ресурсы. Особенно — в консалтинге.

На основании анализа отечественного и международного опыта можно проследить основные тенденции развития ИТ-рынка и выделить конкретные объективные причины, которые делает услугу аутсорсинга особенно привлекательной для руководителей компаний. Среди основных причин можно назвать следующие:

  • «Кадровый голод» на квалифицированных DBA и администраторов бизнес-приложений
Нехватка квалифицированных кадров специалистов по администрированию и управлению бизнес-приложениями и реляционными базами данных, начавшаяся еще в прошлом веке и доведшая уровень оплаты труда DBA в развитых странах западных демократий до уровня вице-президентов корпораций, за прошедшее время ничуть не стала менее актуальной.

  • Увеличение времени простоя
Это ведет к потере прибыли компании и ее клиентов, необходимости продолжительных и дорогостоящих ремонтно-восстановительных работ, возможности потери критических данных. При этом следует иметь в виду, что «цена ошибки» возрастает в геометрической прогрессии по отношению к возрастанию объема обрабатываемой информации.

  • Увеличение расходов на обучение и сохранение в штате высококвалифицированных кадров
Все увеличивающаяся скорость инноваций в области высоких технологий и развитие ИТ-рынка приводит к тому, что постоянно повышается стоимость поддержания необходимой квалификации и возрастает вероятность потери квалифицированных кадров. В сочетании с «кадровым голодом» это ведет к тому, что суммарная стоимость сохранения собственных кадровых ресурсов становится выше цены услуг аутсорсера.

  • Ухудшение производительности и эффективности работы баз данных
Неправильное или недостаточно эффективное управление баз данных ведет к потере дохода, а часто — и репутации компании. Основная сфера деятельности фирм в век галопирующей информатизации все более и более зависит от качества работы информационного обеспечения бизнес-процессов предприятий.

  • «Выгорание» ИТ-сотрудников
Каждый ИТ-профессионал, как бы ни был он квалифицирован, опытен и подготовлен, имеет предел — все мы люди. А людям свойственно ошибаться. Ошибки же людей, обслуживающих информационные системы, — это многие тысячи, если не миллионы долларов потери для основного бизнеса.

Если ИТ-специалисты перегружены поддержанием критических бизнес-систем, то они объективно не имеют достаточного времени для проведения рутинных профилактических работ, анализа оптимального управления и конфигурации баз данных и бизнес-приложений. Им становится все труднее и труднее поддерживать свою профессиональную форму и успевать за темпом инноваций. Это, в конце концов, приводит к неэффективному использованию имеющихся ресурсов и возможности сбоя в работе информационного обеспечения бизнес-процессов.

В условиях кризиса сама жизнь будет все больше и больше подталкивать работодателей к использованию аутсорсеров. Причем, наряду с точечным функциональным, аутсорсинг будет использовать и весь многоуровневый пласт полной замены функционально-производственных блоков (от железа до софта).

И если для наиболее крупных компаний я вижу набирающий силу тренд использования функционально-точечного аутсорсинга, позволяющего избавить своих сотрудников от ежедневной рутины (фокусируя их на основных бизнес-задачах), то для представителей среднего бизнеса, остро чувствующих недостаток компетентных кадров, будет характерен комплексный подход покупки услуг информационного обеспечения систем, как сервиса целиком.

Читать материал на crn.ru

Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ