×
Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Нагатинская, д.1 стр.40. На карте
26Февраля 2018Коммерсант.ru, 26 февраля 2018

Интервью "Что будет, если город приобретет разум?"

Сергей Трушкин, РДТЕХ

Эксперт Сергей Трушкин о цифровой экономике, инновациях и умных городах

Российские власти все чаще говорят о задаче формирования «цифровой экономики». О том, что это означает для бизнеса, как изменится инфраструктура современных городов под влиянием современных технологий и какие инновации стоит внедрять на Юге, рассказывает конструктор информационных роботов Empiry в РДТЕХ, преподаватель-консультант Русской школы управления Сергей Трушкин.

— На каком этапе, с вашей точки зрения, сейчас находится создание цифровой экономики?

— В настоящее время идут очень мощные процессы в попытке осознать, что имеется в виду под понятием «цифровая экономика», что конкретно необходимо делать в этом направлении. Потому что далеко не всем чиновникам, представителям крупного бизнеса, телекоммуникационным и IT-компаниям, которые должны в этом участвовать, до конца понятна механика этого процесса. Характерный пример: ряд университетов начал открывать институты цифровых моделей, цифровой экономики в попытке быстро понять, что необходимо делать.

Вообще эта идея сейчас настолько явно продвигается, что понятно, что этот процесс кто-то инициировал. Наверное, это базируется на какой-то идее межгосударственной конкуренции. И могу отметить, что некоторым странам удалось существенно преуспеть в этом направлении. В Эстонии, например, очень хороший результат: японцы у эстонцев покупают технологии «электронного правительства». Но в России, как я уже сказал, пока мало понимания, что надо делать.

— В каких отраслях будут в первую очередь внедряться инновации, например такие, как интернет вещей?

— В военной. Всегда все инновации заходят с военного сектора. Но в бизнесе эта технология также очень востребована. Допустим, есть владелец завода, который говорит: «Слушай, у меня сложное техническое устройство, оно состоит из большого количества деталей. Я хочу, чтобы каждая деталь была промаркирована и я точно знал, где в какой момент каждая деталь находится, что с ней происходит и когда она поломается». И это очень правильная постановка под задачу развития интернета вещей.

В целом цифровизация и интернет вещей немного совпадают с точки зрения моделирования. У вас есть, например, железная деталь, сейчас она моделируется в бумаге, в накладных, в договорах. А должна моделироваться в памяти компьютера в виде цифровой модели. И это тоже очень близко к интернету вещей. У нас в этом случае будет только необходимость время от времени проверять, лежит ли эта деталь на складе или нет. А если устройство с процессором, то оно само себя может контролировать. Но мы вряд ли навесим процессоры на каждую болванку, а речь идет о том, что моделировать надо все.

— Какова специфика Юга в развитии инноваций, цифровых технологий?

— Мне кажется, в аграрных регионах необходимо сделать больший упор на биохимию, биологию, инновация в области здоровья, а не на цифровые инновации. Тут надо с большей производительностью помидоры выращивать и придавать им лучшие свойства, а это немного другая область инноваций. И это однозначно на Юге будет развиваться. Хотя параллельно будут внедряться и новые цифровые модели, автоматизация. Например, сейчас техникой — комбайном, тракторами и т. д. — управляют люди. Но представьте, что будет создан комбайн, который будет способен обрабатывать поле в режиме 24 часов в сутки без тракториста, на автопилоте? Это совершенно новая модель бизнеса для сельхозпредприятий.

— Повлияет ли использование цифровых технологий на градостроительство?

— Да, конечно, повлияет. Если город приобретет разум, то это очень сильно изменит социальную среду. Представьте себе: живет в своем доме, к примеру, бабушка. Каждый день она ходит в магазин. Стоят десять камер вдоль дороги, они все ее снимают. Ходит она каждый день — хорошо, все с бабушкой в порядке. А тут раз — и не вышла в магазин! Что нужно сделать системе, которая это отследила? Привычный процесс нарушен, надо найти решение. И город может, к примеру, выслать к бабушке домой фельдшера, медсестру или соцработника, чтобы он проверил, что случилось.

Сейчас города оснащаются камерами с огромной скоростью, причем камеры становятся все более интеллектуальными, они фактически в лицо знают каждого жителя города. Можно уже забыть о приватности. Это порождает ряд моральных вопросов о том, как жить в мире без приватности, и это отдельная тема. Но то, что город может стать разумным, трафиком, коммуникациями, инфраструктурой будет управлять какая-то система, которая глобально все оптимизирует,— это вопрос совсем скорого будущего.

Что касается инноваций в городской инфраструктуре, мне кажутся очень интересными логистические инновации. Например, уже созданы квадрокоптеры, которые самостоятельно летают, перевозят грузы. Но ведь можно сделать такие же «квадрокоптеры» для передвижения по городским улицам. Их также можно использовать для доставки, логистики. Правда, это потребует существенного изменения городской инфраструктуры, видимо, необходимо будет построить какие-то специальные коммуникации. Конечно, новые города нужно конструировать с учетом инноваций. А вот что касается уже существующих городов — это сложный вопрос. Скорее всего, они будут разрастаться в стороны, и именно там будет новая инфраструктура, а центр будут оставлять под музейные комплексы, неспешные прогулки. Отчасти это уже сейчас происходит, центры городов становятся в большей степени туристической зоной, чем территорией для жизни и работы.

Город уже сейчас может становиться умным, ничего особенного тут не надо. Например, в одном из городов уже ездит машина типа гугл-автомобиля и фотографирует рекламные объекты на улице. Видит незапланированную рекламу — нарушение. Распознает, посылает сигнал убрать. Через две недели едет по тому же маршруту, видит ту же рекламу и наказывает чиновника, который не убрал рекламу. Это тоже элемент городского интеллекта.

— У многих городов на Западе есть кейсы по перестройке в соответствии с концепцией смарт-сити. Насколько быстро можно внедрить эту концепцию в российских городах?

— Во-первых, Запад не за год это все построил, а за десятилетия. Если мы сегодня этим займемся, то, может, лет за десять мы до этого тоже дойдем. Но с другой стороны, здесь достаточно много вопросов именно к качеству управления, к профессионализму чиновников. Как это часто у нас бывает, какой-нибудь бизнесмен возводит очередное здание в центре и ему вообще чихать, как там машины будут ездить, как избыточная нагрузка отразится на всей близлежащей инфраструктуре. Ему надо объект построить, продать и забыть об этом. И тут все зависит от городской администрации, которая либо ведет генплан, либо нет, либо дает разрешения на такую точечную застройку, либо все-таки мыслит более системно. Как-то я общался с главой одного из районов: «Для меня был шок, когда я поехал во Францию, в один кантон, где живет столько жителей, сколько у меня. Я спросил, сколько людей управляет всем, а мне отвечают: трое. Как трое?! У меня там десятки, а у них — трое».

Но на Западе все это происходит за счет большей устойчивости процессов, большей четкости. В России на это уйдет достаточно много времени. И быстрых результатов здесь не будет.

Источник: kommersant.ru

Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ