×
Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Нагатинская, д.1 стр.40. На карте
30 Сентября 2019 CNews, сентябрь 2019

Телеком-рынок будет расти благодаря большим данным, интернету вещей и искусственному интеллекту

Грант Арутюнов, директор Центра телекоммуникационных решений РДТЕХ

Телеком-компании становятся драйверами цифровой экономики. Для этого у них есть все самое необходимое: каналы связи, опыт обработки больших данных. Дело за малым – научиться эти данные использовать, и именно в этом направлении будет развиваться рынок. А значит, ему понадобятся и новые технологии, и услуги по их поддержке, уверен Грант Арутюнов, директор Центра телекоммуникационных решений компании «РДТЕХ».

CNews: Какими были 2018-2019 гг. для российского телеком-рынка? Какие события на нем вы считаете самыми важными?

Грант Арутюнов: Главной темой 2018-2019 годов на российском телеком-рынке стало 5G. Это новый протокол, новые технологии, которые позволят гораздо быстрее, на совершенно другом качественном уровне передавать и принимать информацию. Проблема состоит в том, что частоты для 5G используются военными, и военные не могут отказаться от их использования. Для реализации проекта по технологии 5G был выделен другой спектр частот, и сейчас идут пилотные проекты. Этим занимаются практически все мобильные операторы для того, чтобы как можно быстрее запустить технологию в промышленное производство.

Цифровая экономика базируется на трех китах. Первый – центр обработки данных, второй – программное обеспечение и третий – каналы связи. Идея в том, что надо быстро собрать максимум информации, обработать ее и сделать выводы. И здесь для операторов связи открываются самые широкие перспективы. Дело в том, что с точки зрения расширения абонентской базы они уже дошли до точки насыщения: мобильные телефоны уже есть у всех, даже у детей.

Если говорить о доступе в интернет, то наиболее перспективными направлениями являются оптика и технология 5G. Они позволяют мгновенно получать информацию. А информации, или больших данных, в нашем мире просто безграничное количество. И операторы связи уже умеют обрабатывать как структурированную, так и неструктурированную информацию – СМСки, видео и прочее – и делать выводы. Осталось придумать, как эти выводы использовать. Этим сейчас и занимаются телеком-компании. Я думаю, что именно они будут активнее всех развиваться в этом направлении, потому что являются собственниками важной третьей составляющей – каналов связи. То есть для них услуга по предоставлению результатов анализа больших данных будет обходиться, как минимум, на треть дешевле, чем для других игроков этого рынка.

CNews: Российские телеком-компании активно выходят на смежные рынки – пытаются стать и банками, и облачными провайдерами, и поставщиками множества услуг. Как вы к этому относитесь?

Грант Арутюнов: Мне это не очень нравится, но это веяние времени. Банки становятся телекомами, телекомы становятся банками. А вообще, все сводится к деньгам. На сегодняшний день у этих двух секторов, банковского и телекома, есть такая возможность благодаря денежному обороту. И эти деньги надо вкладывать в развитие, иначе рано или поздно бизнес без развития сведется к нулю. Это нормальный процесс. Если не успеешь переориентироваться и вовремя изменить свой подход к бизнесу, то можно оказаться в хвосте и уже никогда не догнать. Поэтому телеком-компании ищут возможность предоставлять новые услуги, например, в области интернета вещей. А такие технологии как машинное зрение и искусственный интеллект делают эти проекты еще более востребованными.

Например, мне очень понравилась идея использовать их для поиска пропавших людей или преступников. Уверен, такие технологии будут очень востребованы в рамках «Безопасного города». Если не ошибаюсь, в Китае уже широко используют технологию распознавания лиц.

Если говорить про интернет вещей, то для него есть огромная сфера применения – ЖКХ. «Билайн» и «Энергомера» уже договорились совместно продвигать интернет вещей в области энергетики, внедряя «умные счетчики». Это удобно не только поставщикам электроэнергии, потому что ускоряет процесс получения денежных средств, но и клиентам – им больше не надо снимать показания. И важнейшая составляющая таких проектов – быстрая и надежная связь.

CNews: Многие крупные операторы уже создали собственные инсорсинговые компании. Как вы видите место традиционных ИТ-компаний на телеком-рынке в этой связи?

Грант Арутюнов: У операторов своя логика – зачастую они считают, что для разработки нового решения выгоднее иметь своих специалистов. Но что делать с ними после того, как проект завершится? Увольнять или пытаться загрузить другой работой? Думаю, в конечном итоге, инсорсинговые компании будут выходить на рынок и пытаться предлагать там свои услуги.

Что касается нашего бизнеса, то в «РДТЕХ» работают специалисты высочайшего класса. Помимо услуг заказной разработки, мы внедряем и сопровождаем продукты Oracle, IBM и других ведущих вендоров. И здесь наши работы включают в себя анализ, выявление узких мест, моделирование и оптимизацию СУБД и бизнес-приложений для их максимальной производительности. И еще не стоит забывать про «Учебный центр «РДТЕХ», в который приходят учиться ИТ-специалисты в том числе из телекоммуникационных инсорсинговых компаний.

CNews: Как сказалось на вашей работе импортозамещение? Ваши клиенты отказываются от западного ПО?

Грант Арутюнов: Импортозамещение в тренде уже несколько лет, поэтому ряд решений «РДТЕХ» имеет аналоги на СПО. Но смотрите, большинство крупных банков провели пилоты по переходу на тот же PostgreSQL или Tibero. Теперь они понимают, какие риски могут возникнуть, однако, пока есть право выбора, продолжают работать по-старому. Тоже самое происходит в телекоме – операторы изучают все возможные варианты, но продолжают использовать проверенное программное обеспечение, гарантирующее необходимое качество. В первую очередь это обусловлено потребностями бизнеса. Элементарный пример. Когда вы берете в руки телефон и набираете номер, система должна обратиться в базу данных и посмотреть, есть ли у вас на счету деньги. Все это должно происходить моментально для миллионов клиентов. И далеко не каждая база данных способна отвечать таким требованиям. Похожая ситуация в банках. Сегодня их клиенты имеют возможность удаленно, с мобильного устройства или компьютера, открыть вклад, перевести деньги и так далее.

CNews: Вы не видите угрозы использования иностранного ПО, особенно на фоне истории с Huawei?

Грант Арутюнов: Вендоры сейчас активно продвигают облачные решения с учетом национальных особенностей законодательства о персональных данных. На практике это означает, что географически обработка данных может происходить, где угодно, и это не является ограничением – в первую очередь, для среднего и малого бизнеса. Крупные игроки пока присматриваются к облакам.

CNews: Расскажите подробнее, какие решения или услуги предлагает телекому «РДТЕХ»?

Грант Арутюнов: Мы работаем со всеми крупнейшими операторами связи. Как я уже говорил ранее, помимо стандартной поддержки мы предлагаем расширенную техническую поддержку, которая состоит из трех частей: экспертная, профилактическая и аварийно-восстановительная. Оказывая экспертную поддержку информационных систем и баз данных заказчика, мы находим узкие места и принимаем меры по их устранению. В рамках профилактической поддержки мы регулярно проводим диагностику и даем рекомендации. В рамках аварийно-восстановительной – если нет возможности обеспечить удаленный доступ к базам данных, то в течение оговоренного времени мы обязуемся обеспечить выезд специалистов к заказчику для устранения возникших неполадок.

Среди услуг технического консалтинга «РДТЕХ» отдельное место занимает ИТ-аутсорсинг. Некоторые телекоммуникационные компании вместо того, чтобы нанимать собственного высококвалифицированного, дорогого специалиста, обращаются к нам. И мы обеспечиваем им или постоянное присутствие нашего сотрудника, или удаленное обслуживание. Мы также предоставляем услуги компаниям, которые имеют собственный штат ИТ-сотрудников, но хотят повысить качество его экспертизы – в том числе в круглосуточном режиме.

Кроме этого, мы занимаемся реализацией крупных проектов. Например, сейчас для одного из российских телеком-операторов объединяем макрорегионы в единый центр обработки информации, что позволит высвободить часть оборудования для облачных решений или каких-то других его потребностей. Проект очень сложный, потому что предоставление услуг связи не должно прерываться ни на минуту, а значит новое и старое решения должны работать одновременно.

CNews: Расскажите о своем Учебном центре.

Грант Арутюнов: «Учебный центр «РДТЕХ» существует с 1995 года и в первую очередь известен как ведущий в России центр авторизованного обучения работе с технологиями Oracle. Среди его клиентов и Сбербанк, и Центральный банк. Топ-5 телекоммуникационных компаний – тоже клиенты нашего Учебного центра.

CNews: Какова доля телекома в вашем бизнесе?

Грант Арутюнов: По итогам 2018 года около 46%, и она постоянно растет.

CNews: Как вы видите развитие «РДТЕХ» в телеком-сегменте в будущем?

Грант Арутюнов: Мы готовы предоставлять услуги PaaS (платформа как сервис), обеспечивая техническую поддержку и гарантируя высокую работоспособность. Как пример, некоторое время назад наши эксперты протестировали китайское оборудование, в ходе которого объединили СХД Huawei и программное обеспечение Oracle. В результате мы добились роста производительности на 20% по отношению к первоначальным настройкам.

Если смотреть на вопрос шире, задачи в телеком-сегменте будут всегда. И для их реализации потребуется новое оборудование и новые заказные решения, которые мы готовы поставлять и поддерживать их оптимальную производительность.

Источник: cnews.ru

Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ