Оставить заявку
Заказать звонок
г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17, офис 3013. На карте

16 мая 2023 "БИТ. БИЗНЕС&ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ВЫПУСК №3 (126) 2023г.

Они пришли отнять у нас работу или “вкалывают роботы, счастлив человек”?

Дарья Харитонова, руководитель направления PRA РДТЕХ

Генеративный искусственный интеллект – сегодня одна из самых обсуждаемых тем. Возможности чат-бота ChatGPT ошеломляют. Все говорят о появлении прорывной технологии в ИТ, которую давно ждали. Так ли это? С чем могут столкнуться компании, внедряя технологии OpenAI? В дискуссии «БИТа» о месте и роли генеративного искусственного интеллекта в бизнесе приняла участие Дарья Харитонова, руководитель направления RPA компании РДТЕХ.

Несмотря на то, что интеграторы роботизированных решений очень любят рассказывать о том, как легко и просто внедрять роботов, этот процесс не обходится без своих подводных камней. Как ни странно, трудности эти связаны с людьми.

Давайте вспомним, что такое цифровой робот? Это программа, предназначенная для имитации действий пользователей. И уже на этом этапе многие начинают вспоминать различные фантастические произведения, рисующие мрачную картину будущего. Мир, в котором алчные капиталисты заменили живых работников безотказными роботами и процветают, а люди, потеряв возможность зарабатывать, страдают и умирают. Сразу хочется примерить на себя роль Джона Коннора и пойти бороться с этими злобными терминаторами.

Прежде чем бросаться в бой, попробуем разобраться, насколько оправданы такие страхи. Может ли цифровой робот действительно заменить, например, HR-специалиста?

Казалось бы, почему нет? Робот способен просмотреть резюме на профильных сайтах, отобрать те, что соответствуют требованиям, прислать кандидату приглашение, отправить и проверить тестовое задание и даже оформить трудовой договор. Но сможет ли робот провести собеседование? Понять, правду соискатель говорит о своей компетенции или приукрашивает действительность? Знает ли робот существующий коллектив? Сможет ли он понять, насколько в него впишется новый сотрудник? Сумеет ли распознать лентяя или нечестного человека? Нет. Здесь потребуется опыт, экспертиза и даже интуиция, а всем этим обладает только человек.

Но роботы постоянно совершенствуются, нейросеть уже рисовать научилась – пытается отнять у людей исключительно творческий процесс. Караул! Куда бежать? Стоп. Спокойно. Бежать никуда не нужно. Том Сойер в покраску забора и то вложил больше творчества, чем нейросеть в свою лучшую картину.

Давайте разберёмся, как происходит процесс «рисования». Сначала нейросеть надо обучить – загрузить в неё терабайты графической информации – фотографий, рисунков, картин, описав их значение простыми словами: дерево, кошка, яблоко. Дальше алгоритм нейросети начинает менять изображение, добавляя «шум» – случайные, бессвязные пиксели. Шаг за шагом, пока исходная картинка не потеряется окончательно. Завершив этот процесс, ИИ запускает его в обратном порядке, удаляя «шум» и сравнивая каждый новый шаг с описанием исходного изображения. И так, пока не получится картинка, соответствующая заданному описанию.

Таким образом, если мы попросим нейросеть нарисовать единорога на лужайке, получим изображение, сгенерированное из сотен и тысяч единорогов и лужаек, которых уже кто-то нарисовал. То есть, нейросеть, в сущности, не рисует, а только компилирует существующие рисунки. А творческий импульс, необходимый для создания произведения искусства, по-прежнему доступен исключительно человеку.

Не стоит также забывать, что роботы плохо приспособлены к вариативности действий, а умение подстроиться под изменения им и вовсе недоступно. Например, робот без проблем может сравнить две таблицы с числами и, если различий не будет, загрузить их в систему, а иначе отправить уведомление ответственному сотруднику.

Но это выбор из двух вариантов: есть отличия, нет отличий. Программируется он простейшим оператором условия: «если x=y, выполнить операцию a», «если x≠y, выполнить операцию b». В случае, когда X и Y могут принимать десяток разных значений, каждое из которых допускает ещё пару десятков толкований, робот или запутается и зависнет, или потребует для работы столько ресурсов, что окажется нерентабельным. А если изменится программа, с которой робот взаимодействует? Обычное плановое обновление. Для человека сместившаяся кнопка – мелкая неприятность, а для робота это может стать катастрофой, парализующей всю работу.

Как видите, роботы не могут очень и очень многое. А что же они могут? Взять на себя самую скучную, неинтересную и утомительную часть вашей работы. Рутину. Вносить и сверять данные, подготавливать документы, собирать информацию. Анализ, экспертиза и принятие решений по-прежнему лежат на плечах человека. А робот – всего лишь средство, результат закономерного желания сделать свою работу проще и эффективнее. Да, можно забить гвоздь камнем, поднятым с земли. Вполне реально, но трудно, неудобно, да и вероятность погнуть гвоздь весьма велика, поэтому лучше всё-таки взять молоток.

Таким образом, цифровой робот – это не волшебная палочка, мгновенно делающая бизнес эффективным, но и не чудовище, которое отнимет у нас всех возможность заработать себе на жизнь. Это инструмент. Тот самый молоток, с помощью которого вы сможете забить столько гвоздей, сколько понадобится. Быстро, легко, и не рискуя их погнуть.

Источник: bit.samag.ru

Возврат к списку

Пресс-центр

PR-служба РДТЕХ
Анна Вохмянина
Дарья Харитонова
руководитель направления PRA РДТЕХ