Механизм контроля качества отчетности («НЕВЯЗКА»)
НЕВЯЗКА является важнейшим механизмом контроля качества выпускаемой управленческой отчетности, ее величина характеризует процент брака в отчетности.
По каждой статье Баланса/ОПУ и по каждому балансовому филиалу НЕВЯЗКА не должна превышать предельно допустимый процент (по отношению к РСБУ). Этот предел устанавливается руководителем Финансового блока Банка. Рекомендуемое значение - 5%.
Контролировать НЕВЯЗКУ, анализировать ее причины и принимать меру по их устранению, приведению НЕВЯЗКИ в пределы допустимого, - это ответственность аналитиков Финансового блока.
В общем случае НЕВЯЗКА возникает вследствие того, что суммы объемов/финреза по сделкам не соответствуют РСБУ. Это, в свою очередь, обусловлено тем, что часть счетов и/или проводок не привязано к сделкам в системе первичного учета. Что в свою очередь может быть обусловлено как причинами систематического характера, так и разовым причинами.
Пример по причинам систематического характера - по некоторым фин.инструментам в АБС вообще отсутствует регистрация контрактной информации, а регистрируются лишь счета/проводки, которые делаются вручную. Например, в UBS не регистрируются в принципе (т.е. вообще не регистрируются) контракты по цессиям юридических лиц, контракты по аккредитивам и др. Отсутствие полноценного учета в АБС по таким инструментам будет приводить к появлению НЕВЯЗКИ. В частности, по статье «7.1.5 РВП по прочим операциям» (балсчет 47425) содержит невязку как раз по той причине, что в АБС не регистрируются контракты по цессиям ЮЛ.
Действия по устранению НЕВЯЗКИ в таких случаях - наладить полноценный первичный учет, других способов не существует.
Относительно причин разового характера. Они от месяца к месяцу могут меняться, быть совершенно различными, но всегда обусловлены разовыми ошибками операционистов/бэк-офиса и иного персонала, который осуществляет ввод данных в АБС.
Наиболее часто встречающаяся причина разового характера - связана с несовпадением в АБС данных о движении по траншам (в кредитном модуле АБС) с данными об оборотах по счетам (в главной книге АБС). Бэк-офис банка должен оперативно отслеживать подобные расхождения и устранять их , но на практике этот контроль со стороны бэк-офиса оставляет желать лучшего.
Другая распространенная причина - сторно-проводки забывают привязывать к сделкам (хотя функциональность АБС это позволяет делать).
Устранить подобные причины раз и навсегда - не представляется возможным (как пыль на подоконниках в квартире невозможно убрать раз и навсегда - сегодня вытер тряпкой, а через неделю опять пыль).
Действия по устранению НЕВЯЗКИ в таких случаях - наладить полноценный первичный учет, других способов не существует.
Относительно причин разового характера. Они от месяца к месяцу могут меняться, быть совершенно различными, но всегда обусловлены разовыми ошибками операционистов/бэк-офиса и иного персонала, который осуществляет ввод данных в АБС.
Наиболее часто встречающаяся причина разового характера - связана с несовпадением в АБС данных о движении по траншам (в кредитном модуле АБС) с данными об оборотах по счетам (в главной книге АБС). Бэк-офис банка должен оперативно отслеживать подобные расхождения и устранять их , но на практике этот контроль со стороны бэк-офиса оставляет желать лучшего.
Другая распространенная причина - сторно-проводки забывают привязывать к сделкам (хотя функциональность АБС это позволяет делать).
Устранить подобные причины раз и навсегда - не представляется возможным (как пыль на подоконниках в квартире невозможно убрать раз и навсегда - сегодня вытер тряпкой, а через неделю опять пыль).