Уже год, как российский ИТ-рынок столкнулся с самыми существенными в новейшей истории изменениями, связанными с уходом с него западных вендоров. Рынок покинули Oracle, SAP, Cisco, Microsoft, IBM и др. Несмотря на эти изменения и возросшую турбулентность, рынок сохранился, получил ряд импульсов для развития и, в целом, «омолодился». Итоги первого «безвендорного» года подводит директор по развитию и цифровой трансформации РДТЕХ Евгений Осьминин.
В марте 2022 года у эксплуатантов санкционного программного обеспечения возник вопрос: как жить дальше? Однако через несколько дней панические настроения сменились конструктивным взглядом, который определил две основные задачи:
- обеспечить функционирование существующих санкционных продуктов в отсутствии вендорской поддержки;
- организовать деятельность по замещению инфраструктуры «несанкционными» решениями.
Постепенно, в течение года, эти задачи породили два рыночных направления - поддержки санкционного ПО и развития инфраструктуры на отечественном технологическом стеке.
Появилось понимание и практики обеспечения работоспособности санкционной инфраструктуры без поддержки вендоров. Многие ИТ-компании, в том числе, ранее обеспечивающие вендорную поддержку, обновили продуктовый портфель, что позволило им решать значительное количество задач, ранее адресуемых вендорам.
Ряд компаний, преимущественно, имеющих развитые ИТ-подразделения, нарастили компетенции в этой сфере и сделали ставку на обслуживание своей инфраструктуры собственными силами.
Развитию практик поддержки санкционного ПО послужило снятие запрета на «неприкосновенность» сфер ответственности вендорной поддержки. У ИТ-специалистов начали формироваться компетенции по ряду аспектов функционирования санкционной инфраструктуры и практики устранения аварийных ситуаций.
За 2022 год практически сформировался рынок безвендорной поддержки. В его формировании можно выделить две стадии.
Первая стадия характеризуется сохранением сложившихся ранее контуров рынка, форматов договорных отношений. Безвендорную поддержку продолжали оказывать компании – партнеры ушедших вендоров, в рамках действующих договоров, как правило, имеющие соответствующие центры компетенций. Вероятность «возврата вендоров» в краткосрочной перспективе оценивали как высокую. Соответствие состава услуг и SLA привычной вендорской поддержке являлось ключевым конкурентным преимуществом.
Вторая стадия характеризуется пониманием возможности поддержки санкционной инфраструктуры без вендора в среднесрочной и долгосрочной перспективах, необходимостью выявлять требования заказчика и трансформировать портфель услуг. Вероятность «возврата вендоров» в краткосрочной перспективе стали оценивать как низкую. В этой связи рынок поддержки пришел в движение, «помолодел». На рынке появились новые игроки - компании, созданные на основе коллективов специалистов, ранее работавших у вендоров. Сложившаяся вендорская модель начала трансформироваться, услуги техподдержки начали приобретать черты технического консалтинга. Конкурентным преимуществом в этой фазе становятся гибкость в ценообразовании и SLA.
Если раньше ценообразование рынка технической поддержки формировалось вендорами, то после их ухода экономика услуг начала формироваться практически с чистого листа.
Из-за отсутствия необходимости выплат вендорам, а также обострения борьбы за рынок, стоимость услуг по поддержке санкционной инфраструктуры начала, в целом по рынку, прогнозируемо снижаться. Ситуацией воспользовались отдельные новые компании, которые, выигрывая борьбу за заказчика, часто не всегда объективно оценивали все риски, связанные с оказанием комплекса услуг поддержки и соблюдения SLA. Большинство экспертов прогнозирует дальнейшую деградацию стоимости данных услуг и использование демпинга как основного инструмента борьбы за клиента. Однако, я допускаю некоторую коррекцию стоимости договоров безвендорной поддержки в сторону увеличения, связанного с объективной оценкой рисков, окончательным формированием экономики услуги, «отсевом» слабых компаний-исполнителей, стабилизацией рынка труда.
Рынку безвендорной поддержки характерна гибкость относительно заказчиков и активное участие исполнителей в стратегиях импортозамещения. Роль системных интеграторов в этой связи несколько трансформировалась в частях увеличения их ответственности в успехе бизнеса заказчика, вовлеченности в его процессы. Чтобы сохранить конкурентоспособность, системный интегратор должен в любых условиях найти и предложить оптимальное решение.
Панические настроения весны 2022 года прошли, в настоящее время компании могут оценивать временные горизонты использования санкционной инфраструктуры, проводить оценку ее работоспособности в отсутствии вендоров, фокус сместился с обеспечения непрерывности функционирования западного ПО и рисков остановки критичных бизнес-процессов на экономические аспекты поддержания его работоспособности и планомерную реализацию проектов импортозамещения.
Сформировалась практика подходов к импортозамещению, она может незначительно различаться у потребителей ИТ-услуг, но охватывает следующие ключевые аспекты:
- поддержка работоспособности существующей инфраструктуры, оценка возможностей и стоимости обеспечения ее работоспособности в отсутствии вендоров;
- аудит ИТ-инфраструктуры с целью определения продуктов, подлежащих замещению;
- создание стратегии импортозамещения, которая включает в себя бюджет, подходы, оценку рисков и т.д.
- реализация проектов миграций на несанкционные системы;
- обучение персонала и решение вопросов с технической поддержкой новых продуктов.
Источник: ICT