Директор по маркетингу РДТЕХ Злата Шевчук и менеджер профильного департамента Ольга Горохова 19 декабря посетили форум РБК, посвященный развитию комплексных цифровых проектов, объединяющих множество сервисов в одной информационной среде.
Сегодня каждый, кому не лень, называет себя экосистемой, и компании стремятся закрыть максимальное количество потребностей клиентов, дал оценку генеральный директор «Вымпелкома» Александр Торбахов. Между тем не всегда решены проблемы в основном бизнесе. Так, в телекоме пока не справились с мошенническими звонками. Это точно сможет сделать только сам оператор, но нет гарантий, что он так же успешно будет продавать, например, финансовые продукты. Эксперт привел в пример кейс Apple, чья Apple Card не пользуется спросом на рынке. А также представил сервис билайна «Этикетка», благодаря которому входящие звонки с рекламой промаркированы.
Экосистемы – не тренд, а данность, сегодня почти 40 миллионов граждан России ежедневно пользуются теми или иными наборами услуг по подписке, сообщил вице-президент, директор департамента развития небанковских сервисов ПСБ Алексей Назаров.
«Экосистемный подход будет развиваться, потому что он прагматичен – если стоимость привлечения или удержания клиента через сторонний сервис дешевле, чем через основной, бизнес будет этим пользоваться», – объяснил представитель ПСБ.
Компании стремятся удовлетворить максимальное количество потребностей клиентов в своей отрасли, и экосистемы действительно сегодня переживают расцвет, согласна Злата Шевчук. По ее мнению, и так считают многие эксперты, рынок в скором времени стабилизируется, и сильные игроки вытеснят менее конкурентоспособных. В результате останется 2-3 экосистемы в каждой нише.
«Дискуссия, проведенная в рамках сессии «B2B и B2C в экосистемах: коммуникации и взаимодействия», позволила прийти к общему мнению о значимости развития партнерских проектов и взаимодействия между цифровыми экосистемами, даже если они являются конкурентами. Это позволит создавать новые ценности для клиентов и обеспечить более эффективное продвижение продуктов и услуг на рынке. В последний год мы уже могли наблюдать примеры коллабораций цифровых гигантов. В ближайшем будущем их число значительно возрастет», – отметила Злата Шевчук.
Экосистемная выручка крупных игроков – «Яндекса», МТС, Сбера и других – по итогам 2023 года составит порядка 70 млрд рублей, дал прогноз управляющий партнер «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов. По его мнению, включение как можно большего числа сервисов в экосистему не всегда оправдано, и компании начали подходить к этому процессу более вдумчиво, больше думая о качестве услуг и информировании о них пользователя.
Экосистемы – это стратегический актив российской экономики, они растут, обретают новые функции, но рост должен быть сбалансированным, чему поможет разрабатываемый Цифровой кодекс, он даст и четкое определение понятия, считает директор департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития Владимир Волошин.
Экосистема должна быть юридически закреплена как явление, которое существует, согласился глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн. По его словам, Концепция регулирования цифровых экосистем была подготовлена правительством в 2021 году, но в Госдуму на утверждение документ пока не поступал.
Эксперты форума представили свое видение необходимых составляющих концепции. Партнерские бизнесы, формирующие экосистему, должны быть комплиментарны ключевому, чтобы обеспечить бесшовные пути в потребительских сценариях, высказала точку зрения коммерческий директор «Медскан» Лариса Ткаченко.