Монитор технологий 2024 собрал лидеров ИТ-рынка на круглом столе телеканала «ПРО БИЗНЕС». Встреча состоялась в рамках авторской программы генерального директора РДТЕХ Светланы Ивановой в сентябре 2025 года. На презентации исследования участники диалога рассказали много интересного о реалиях и перспективах ИТ-отрасли. Знакомьтесь с размышлениями CEO Loginom Company Алексея Арустамова.
Алексей Арустамов (Loginom Company): «Бизнесу нужно дать время вырасти»
• Любая индустрия не может постоянно расти, и замедление темпов развития отечественного ИТ-рынка в 2024 году – это нормальная стадия, когда-нибудь это должно было случиться.
• Несмотря на спад, у российской ИТ-отрасли огромный потенциал. Сам факт появления в период активного импортозамещения десятков компаний с продуктами различных классов, не всегда идеальными – очень хороший показатель. Как будто под некоей плитой, которую убрали, находилась энергия и она вышла наружу.
• Цель ИТ-компаний сегодня – научиться создавать хорошие продукты – мирового уровня. Это непросто, но возможно. Бизнесу нужно дать время вырасти.
• Что касается стремления компаний к выходу на IPO, думаю, что в нынешней финансовой ситуации это не лучшее решение. Привлечение инвестиций – не самоцель, это определённый этап, и подготовку к нему всегда можно перенести на удобное время.
• Термин «технологическая независимость» не совсем верный. Ее нет ни у одной страны мира. Несмотря на санкции и ограничения, полная самодостаточность во всех технологических областях невозможна. Никто не отменял Open Source.
• Некоторые компании хотят быстро перейти на отечественное ПО. Но поспешная миграция – это как необдуманный брак, может развалиться. Если не думать о сиюминутной прибыли и смотреть на 5-6 лет вперед, перенос софта не покажется компании долгим. Напротив, взвешенный подход при смене решений позволит чувствовать себя увереннее на рынке. Особенно это касается фундаментальных вещей – смены ядра операционной системы, СУБД.
• Процесс миграции ПО в России тормозят слабые, не развитые экосистемы. Сегодня для поддержки продукта и бренда часто нужно начинать с нуля: обучать сотрудников, искать партнеров, растить клиентскую базу – все это не быстрый процесс. Не случайно иностранные компании делают ставку на экосистемный подход, он позволяет обеспечить долгосрочное присутствие на рынке.
• В этой связи возвращение зарубежных вендоров не представляет серьезных рисков. Войти на новую территорию не так просто, это не делается по щелчку пальцев. С учетом того, что российские компании за три года значительно окрепли, очередное завоевание рынка западными игроками будет еще более сложным.
• На ИТ-рынке есть определенный дефицит информации. И вопрос даже не в ее нехватке, а в объективности. Сегодня слишком много маркетинга, все хвалят свои продукты, что объяснимо. Но индустрии нужен некий независимый индикатор. Монитор технологий в этом смысле востребован. Исследование дает критерии для честной оценки имеющихся решений вендоров.
• Кадры были слабым звеном во все времена, поскольку люди всегда основа любого дела. Проблему нехватки специалистов никто за нас не решит. Джуны сами не превратятся в мидлов. Правильно, что компании открывают кафедры в вузах. Я сам преподаю, читаю лекции, провожу практикумы. Более ста российских вузов являются участниками академической программы Loginom.
• Наблюдаю, как и все остальные, что с появлением искусственного интеллекта и генеративных моделей человеческое стремление познавать снижается. А значит дефицит профессионалов вырастет. Если пользователь не понимает предмета запроса, ему кажется, что сгенерированный ИИ текст очень хороший. В том случае, если тема известна, созданное нейросетями может показаться слишком общим и, как говорится, высосанным из пальца.
• Тем не менее профильные учебные заведения не должны сегодня готовить экспертов по каким-либо конкретным технологиям. Это тупиковый путь, они сменяют друг друга, устаревают. Вузам лучше ориентироваться на передачу молодым специалистам фундаментальных знаний.