О РАБОТЕ В РДТЕХ
– Как Вы собираетесь преобразовывать компанию «РДТЕХ»?
– В РДТЕХ я работаю с марта 2022-го года. Мы уже проделали очень большой путь. Был создан уже упомянутый Сервисный центр по аутсорсингу и администрированию СУБД. Это уникальная бизнес-модель для России.
Мы реализовали практически все ноу-хау, которые существуют в этой области. У нас есть автоматизированная первая линия, которая позволяет принимать заявки 24/7 практически любыми способами, которые пожелает заказчик. Там не сидят люди, которые просто берут трубку. Заказчикам это не нужно. У них есть своя первая линия, им с нашей стороны этот сервис не нужен.
Во-вторых, у нас реализована модель follow the sun, то есть у нас нет людей, которые в Москве работают в ночную смену. У нас есть люди, которые работают в ночную смену в свою дневную смену во Владивостоке, и даже есть люди, которые работают в свою дневную смену в Канаде. Это очень серьезно влияет на качество сервиса.
Третье, что мы реализовали, это наше собственное ноу-хау – методология управления удаленными командами. Это гибкий график работы, с подбором сотрудников с определенным личностным профилем, процедуры оценки и постановки целей таким людям. В команде работают те, кому интересно сотрудничать с разными заказчиками, решать сложные и разнообразные задачи, постоянно учиться чему-то новому.
Я считаю, что наша методология управления удаленными командами – уникальна. По крайней мере, таких моделей в полном объеме я не видела нигде, у конкурентов их нет.
– А в чем ее суть?
– В ней заложен весь комплекс, начиная от личностного профиля подбора и заканчивая тем, как организована работа, технически, управленчески, в том числе, с клиентами.
В частности, есть базовые принципы управления командой. Принцип первый: можно ошибаться. Категорически запрещено заниматься поиском виноватых. Если что-то случилось, мы разбираемся не с тем, кто виноват, а как быстро найдено решение, кто участвовал в его разработке. И, соответственно, как отработали наши линии сопровождения, как сервис-менеджеры отработали, как мы все вместе решили эту ситуацию.
Второй базовый менеджерский принцип — это lifelong learning, то есть непрерывное обучение и повышение квалификации.
Мы стремимся к тому, чтобы у нас все специалисты постепенно выравнивали компетенции, расширяя спектр технологий и углубляя экспертизу.
К управлению компетенциями в Сервисном центре мы подошли только сейчас. Сформирована матрица компетенций, внедрена модель оценки и постановки целей сотрудникам. Сейчас мы работаем над интеллектуальной системой управления знаниями.
Очевидно, что по щелчку такую систему не создать. Знания должны быть накоплены. У нас в РДТЕХ, например, за более чем 30 лет сформирована огромная база знаний не только в части СУБД Oracle, но и всего стека СУБД, с которыми работают Центр технической поддержки и Сервисный центр компании.
Это позволяет нам непрерывно работать над улучшением качества сервиса за счет обеспечения высокой скорости поиска нужного решения, повышения компетенции сотрудников. Все это существенно влияет на возможность поддержки самого высокого стандарта SLA по сравнению с конкурентами.
Бизнес, как и любая деятельность, не может быть статичным. Ситуация меняется, внешне и внутренне. Я апологет теории инновационного управления, когда все время должны происходить какие-то стимулирующие развитие события, а если они сами не происходят, то нужно их создавать. Поиск возможностей развития и оптимизации бизнес-моделей ведется в постоянном режиме.
– Вы предложили АПКИТ программу первоочередных действий по поддержке развития рынка системной интеграции в условиях импортозамещения и формирования технологического суверенитета. И вашу программу там одобрили. Можете рассказать о ней?
– Мне нравится, что сегодня есть возможности у НКО, у некоммерческих профессиональных объединений, взаимодействовать с рынком и с государством. Пожалуй, это потрясающий эффект последних лет. Я вижу, что именно сейчас действительно можно повлиять на развитие рынка в России посредством участия в работе НКО.
На мой взгляд, именно с точки зрения рынка ИТ, возникла уникальная ситуация, связанная с текущими условиями хозяйствования. С одной стороны, у нас есть возможность развития российских ИТ-решений. С другой стороны, государство тоже в этом заинтересовано.
Давайте обратимся к истории. Если взять в целом российский рынок профессионального сервиса, то ИТ-отрасль всегда была наименее защищена, чем все остальные отрасли. Банки были очень серьезно защищены от западной конкуренции, страховые компании также, а ИТ-компании – практически нет. Поэтому я высоко оцениваю результаты коллег, которые смогли в этих условиях выдержать конкуренцию и продолжать развиваться.
Ситуация изменилась, у нас действительно есть возможность развернуть ИТ-отрасль в цивилизованное и рыночное русло. В частности, сейчас нет единого классификатора ИТ-услуг.
Это драматически влияет на развитие ИТ-рынка, на требования к специалистам, на ценообразование и конкуренцию, понимаете? Этот путь, например, в банковском бизнесе я уже проходила, на каком-то этапе я даже участвовала в рабочей группе ЦБ по формированию банковского классификатора. В ИТ-отрасли та же самая история. Появилась возможность ее сейчас изменить.
Есть, опять же, проблема, связанная с экспертизой, которой сейчас не хватает в части российских решений. И это вопрос не просто сертификации специалистов или их обучения, а именно формирования массового спроса.
Если не будет экспертизы, не будет и решения. Вот разработали новый продукт и даже сделали пилотный проект. Но дальше все не будет развиваться, если не возникнет массовой культуры, массового обучения, образования, интереса в отношении ИТ-решений. И что бы государство ни делало, с точки зрения поддержки отрасли, развитие будет определяться не размерами финансирования, а реальным спросом.
– Как Вы относитесь к развитию искусственного интеллекта? Он может действительно быть помощником для бизнеса, или пока больше разговоров и хайпа вокруг него?
– Я не люблю говорить об искусственном интеллекте в целом, потому что это очень емкое понятие. Пока, по результатам исследований, видно, что инструменты ИИ применяются чаще в сфере генерации разного рода информационного контента. Это очевидная вещь, и на этом быстрее всего можно заработать.