Как сложилось, что именно сейчас, в 2025 году, в сегменте СУБД началось реальное импортозамещение? Почему российские вендоры не боятся конкуренции? Публикуем размышления заместителя генерального директора Postgres Professional Ивана Панченко, которые эксперт озвучил в ходе круглого стола на телеканале «ПРО БИЗНЕС». Встреча лидеров ИТ-рынка прошла в рамках авторской программы генерального директора РДТЕХ Светланы Ивановой, где обсуждалось ежегодное панельное исследование Монитор технологий.
– Базы данных – это непростая область ИТ. Во-первых, при работе с данными мы отвечаем за их хранение и вынуждены быть достаточно консервативными, меняться медленно. Во-вторых, СУБД не используется напрямую заказчиком, а является составной частью какой-либо прикладной системы. Когда в 2022 году начался бум импортозамещения, очень многие захотели заменить СУБД, но не смогли это сделать из-за того, что прикладное ПО, которое работает с СУБД, оказалось непригодно для перехода, в частности, с Microsoft SQL Server или с Oracle на Postgres. Этот процесс осуществим, но в нем много нюансов. Никто не знает толком, как устроена система, которую 30 лет разрабатывали пять поколений программистов. Как убедиться, что она работает на новой инфраструктуре? В большинстве таких систем отсутствует внутренняя проектная технологическая документация, и перевести её на другую СУБД – фактически написать заново. Мировой опыт миграции говорит: когда вы меняете СУБД, по сути вы переделываете систему. Миграция – это реинжиниринг. И лучше проводить его в тот момент, когда имеющаяся у вас система действительно устарела.
– Когда об импортозамещении только заговорили, заказчики часто исполняли лишь формальные требования. Продукты приобретались «на полку», а фактически продолжалась работа на старом ПО. Другие откладывали переход на российское ПО, поскольку миграция прикладных систем занимает, как правило, год, или два, если система большая. В нашей области мы только сейчас наблюдаем реальное импортозамещение. Крупные компании, наконец, стали переходить на отечественные СУБД, и они уже могут справляться с большой нагрузкой. В ряде случаев оказывается, что система на российской СУБД начинает работать лучше, чем раньше функционировала на иностранной.
– Что видит обычный заказчик? В Реестре ПО есть 100 отечественных СУБД. Если заказчик не обладает опытом работы с СУБД за исключением одного западного моновендора, такое разнообразие его смущает. Ему кажется, что все одинаковые. Из-за хайпа возникло большое количество продуктов, часть из них не настоящие, но клиент, как правило, не знает об этом. Он берёт первого попавшегося производителя, который часто не соответствует ожиданиям. Конечно, это не здоровая ситуация.
– Когда компания хвалит себя, в этом нет ничего удивительного. Очень полезно, если кто-то незаинтересованный начинает рассказывать о других. Здоровому вендору нужен здоровый рейтинг, это помогает создать конкуренцию на базе объективной информации, а не рекламы. В мире существует много разных рейтингов, где компании сравнивают свои продукты. И в России тоже, я думаю, будет, развиваться независимая аналитика.
Благодарен авторам исследования Монитор технологий. В РДТЕХ проявили инициативу, провели большую работу, сделав то, что не делал никто другой. Восторг, восхищение и благодарность!
– Если иностранные вендоры вернутся, для нас откроются новые рынки. С другой стороны, западные игроки могут достаточно агрессивно конкурировать, в частности, в ценовой политике. И здесь нужно, чтобы государство применяло меры для защиты отечественной индустрии. Важно, чтобы не исчезли действующие требования по безопасности. Возвращение западных вендоров не отменяет темы технологического суверенитета страны. Мы не хотим оказаться в том же положении, где находились раньше.
– Мы в Postgres Professional не боимся конкуренции, потому что, во-первых, она присутствует на российском рынке, где много решений разного качества. Есть и псевдопродукты, и их достаточно в Реестре отечественного ПО. Как раз для них приход иностранных компаний может стать фатальным. Мы же за последнее время научились делать то, что на западе не умеют. Требования, которые предъявляются к решениям на базе отечественных СУБД, очень серьёзные, и мы вполне способны конкурировать на мировом уровне. Железный занавес может подниматься и опускаться много раз, а правильный путь один – делать хорошо свой продукт.