ИТ-директор РДТЕХ Максим Лапшев принял участие в экспертном опросе «Системного администратора» по выявлению ключевых аспектов для улучшения образовательных программ в сфере информационных технологий.
Как сделать ИТ-образование эффективным?
– Какие форматы обучения (онлайн-курсы, очные занятия, семинары, менторство) вы считаете наиболее эффективными для изучения ИТ-технологий? Почему?
– Идеальный формат, по моему мнению, это гибрид. Например, теорию можно брать из онлайн-курсов, а вот живые воркшопы или менторство – для разбора реальных кейсов. Мы все учимся гибридно: я сам недавно осваивал Kubernetes – сначала смотрел лекции, а потом «добивал» вопросы в чате комьюнити. Без ментора, я думаю, освоение проходит намного дольше и не всегда успешно.
– Какие конкретные темы или навыки в области ИТ вы считаете наиболее важными для изучения в рамках образовательных программ?
– В настоящее время, как говорят, «must-have» – это не просто язык программирования, а умение работать с данными (SQL, Python), базовое понимание DevOps (Docker, CI/CD) и, конечно, куда без безопасности. Но, главное, по моему мнению, это «soft skills». У меня в команде есть джуниор, который отлично умеет пользоваться поисковиками и задает правильные вопросы, он прогрессирует и развивается быстрее, чем тот, кто выучил код, но не умеет работать в команде.
– Насколько сильно влияет на ваше обучение наличие практических заданий и проектов? Какого рода проекты были бы наиболее привлекательными для вас?
– 80% обучения должно быть практикой. Когда я нанимаю сотрудников в команду, их проекты на GitHubе значат для меня больше, чем диплом и все сертификаты.
– Как вы оцениваете роль преподавателей и их опыт в ИТ-сфере?
– Лучшие преподаватели – это – играющие тренеры, а те, кто просто читает много книг, все равно могут оказаться дилетантами. У меня был случай: преподаватель одного из курсов рассказывал про облака (облачные сервисы), но сам не развертывал кластер. И мы заметили это сразу, как только он начал демонстрировать примеры. В то же время приходилось бывать на встречах tech-лидов из компаний, и я видел, как загораются глаза у слушателей на интересных лекциях, и чувствуется, что все погружены в тему.
– Какие новые технологии или тренды в ИТ, по вашему мнению, должны быть интегрированы в программы обучения?
– По моему мнению, необходимо добавить в программы:
Generative AI – интеграция ИИ в процессы,
FinOps – управление облачными затратами – это боль всех компаний,
Low-code – только начинает набирать обороты.
– Какое значение имеет для вас наличие сертификаций по окончании курсов и программ? Как это влияет на ваши карьерные возможности?
– В ИТ ценятся реальные навыки. Мой совет: если выбирать между сертификатом и проектом, лучше предпочесть второе.
– Какие ресурсы (книги, видеоматериалы, онлайн-сообщества) вы использовали для самостоятельного изучения ИТ, и что из этого оказалось наиболее полезным?
– Конечно, наш любимый «Хабр», где есть живые обсуждения и, конечно, комьюнити по темам в Телеграм. Перечислять все не буду, но уверяю, что в каждом профильном сообществе вам помогут с радостью
– Какие изменения или улучшения в текущих образовательных программах по ИТ вы бы предложили, чтобы сделать обучение более эффективным и соответствующим требованиям рынка?
– В текущих образовательных программах по ИТ востребована актуальность. Сегодня их обновляют раз в 5 лет, а технологии – каждые 6 месяцев. Поэтому есть смысл делать какие-то микрокурсы, которые идут в ногу с трендами ИТ.
Нужен доступ к реальным системам. Виртуальные системы обучения – это хорошо, но как я могу объяснить новичку, почему база падает под нагрузкой.
Подробнее: https://samag.ru/archive/article/5141