Почему в России пока не создано универсального отечественного аналога СУБД Oracle, как искусственный интеллект внедряется в работу с данными и чем ценны традиционные форматы обучения в ИТ – об этом и многом другом в рамках проекта DATABASE TECHNOLOGIES рассказала преподаватель Учебного центра РДТЕХ Надежда Дубижанская.
• Какие первые СУБД вы увидели на практике, каким инструментарием они обладали?
– В Институте физики высоких энергий, где с 1985 года я была разработчиком, данные собирались в том числе на стендах по испытанию магнитов на ускорителе частиц. Они должны были быть проанализированы и визуализированы.
В списке первых СУБД, с которыми мне довелось работать – 4 и 7 версия Oracle и другие, такие как: FoxPro – писала модули, загружаемые в ядро, Clipper – к ней разрабатывала графический инсталлятор. Они имели минимальный инструментарий, но тогда и аппаратные решения были скудными по ресурсам.
Первая версия FoxPro не имела даже самых примитивных возможностей, например, не поддерживала транзакции. То есть модель ACID, определяющая свойства надежной транзакционной системы, не была реализована.
ПО развивается по мере требований бизнеса, роста объемов данных, числа пользователей, которое будет работать с ним одновременно. И такие основы постепенно закладывались. Помню, как в графической среде Visual Basic уже можно было, без написания кода, создать таблички, индексы – объекты, составляющие базу данных. В СУБД Oracle 4 был реализован MVCC (multiversion concurrency control) – функционал для одновременного доступа к данным, чтобы «читатели и писатели» не блокировали друг друга, и конкуренция меньше влияла на производительность.
• Число СУБД сегодня растет. Российским ИТ-компаниям удалось импортозаместить иностранные решения?
– Действительно, отечественных продуктов все больше. Крупные компании имеют свои отделы разработки, которые создают СУБД под конкретные отраслевые нужды.
Сейчас в Едином реестре российского ПО зарегистрировано больше 30 СУБД. В их числе: СУБД Postgres Pro, YDB корпоративная СУБД Яндекса, Red Database, СУБД «Линтер», «Лира-Р» и другие. Большое число этих продуктов основано на Open Source-решениях.
Наши СУБД активно развиваются и постепенно реализуется функционал, существующий у многолетнего лидера – Oracle, но их с трудом можно назвать аналогами. Универсальный Oracle объединил множество возможностей, которые доступны сразу после инсталляции, не приходится дополнительно устанавливать плагины, расширения, модули, чтобы работал нужный функционал.
Не случайно многие предприятия в России, особенно с критической информационной инфраструктурой до сих пор остаются на Oracle. Они понимают, что импортозамещение необходимо, но осознают всю сложность процесса перехода.
Есть компании, которые мигрировали с Oracle на PostgreSQL, а потом вернулись назад, т.к. в процессе эксплуатации существенно снизилась производительность. Поэтому любой проект по миграции обычно планируется с учетом этой возможности.