/  Проблемы с заказчиком ИТ-проекта: как урегулировать ситуацию?

Проблемы с заказчиком ИТ-проекта: как урегулировать ситуацию?

Издание IT-World опубликовало итоги круглого стола «Проблемы с заказчиком ИТ-проекта: как урегулировать ситуацию?» Свою точку зрения в дискуссии с представителями ИТ-рынка высказал директор по развитию и цифровой трансформации РДТЕХ Евгений Осьминин.

«Фактически любой серьезный проект в процессе его реализации сопровождается появлением со стороны заказчика новых требований: перед ним открываются какие-то новые горизонты, хочется реализовать что-то дополнительное. Например, на этапе сдачи работ он может сформировать большое количество замечаний. Чаще всего ситуации возникают спонтанно: пока проект реализовывался, заказчик захотел каких-то доработок, новых технологий. В договоре, естественно, учесть всего невозможно, как бы тщательно он ни был продуман. Но у исполнителя, естественно, это неизбежно вызывает стресс, поскольку такие изменения ведут к увеличению себестоимости, объемов и т. д. Случаи, когда заказчик сознательно выбирает такую стратегию, всеми силами затягивая сроки подписания, возникают куда реже. В рамках фиксированного объема работ заказчик хочет, условно говоря, реализовать проект развития. В принципе такие поползновения можно купировать еще на ранней стадии, на этапе согласования условий договора, поэтому мы установили соответствующие фильтры, проводим аналитику в процессе формирования ТЗ. Ну и на этапе согласования требований необходимо максимально тщательно, насколько это возможно, фиксировать условия договора», - объяснил эксперт РДТЕХ.

Таким образом, формируя основной договор, мы стремимся с максимальной точностью прогнозировать возможные потребности заказчика в рамках развития его системы, и фиксируем потенциальный круг работ в качестве дополнительных в рамках проектов развития или с выходом на отдельный договор, сказал Евгений. «Мы упреждаем возникающий у заказчика соблазн включить в основной договор дополнительные работы. Помимо того, что такой подход снижает обозначенные риски, он еще и очень позитивно сказывается на лояльности заказчиков и формировании будущих проектов развития».

Крупные ИТ-проекты могут длиться годами. На встрече обсудили, как отражается на их работе деятельность Минцифры РФ и прочих регуляторов ИТ-рынка, и какую роль играют изменения в своде отечественного законодательства.

Действия регуляторов вполне могут скорректировать какие-то параметры проекта, особенно если он долгосрочный, отметил Евгений Осьминин. Например, сначала случилась история с пандемией COVID-19, затем пошел процесс импортозамещения, санкционное давление, и на этом фоне был запущен проект цифровой трансформации. Регуляторные изменения целесообразно рассматривать как некий частный случай проявления новой реальности, в которой нужно учиться жить и заказчикам, и интеграторам. Как правило, с теми заказчиками, которые попадают под регуляторные механизмы, можно еще на старте проекта договориться о каких-то параметрах, учесть законодательные изменения, фиксировать их.

Участники дискуссии отметили, что на фоне февральских событий, за которыми последовало прекращение поддержки продуктов со стороны западных вендоров, на рынке сложилась нервная, даже паническая ситуация. Стала абсолютно непонятной экономика услуг, напомнил Евгений Осьминин: «На рынке действительно появился ряд компаний, которые хотели воспользоваться ситуацией, не оценивая свои возможности, войти в рынок, за счет агрессивного демпинга. Уход вендора не только нарушил систему ценообразования, но и фактически разрушил систему сертификации специалистов. К примеру, несмотря на то, что у нас в компании один из лучших в России центров поддержки Oracle, с достаточно серьезными компетенциями, позволяющими решить большинство проблем заказчиков, в первые «санкционные» месяцы мы видели определенные риски, что потребовало некоторого время для их оценки. Тем не менее, ЛПРы некоторых компаний решили также со своей стороны воспользоваться ситуацией и сэкономить запланированный бюджет, заключив договора с новыми компаниями, предлагающими услуги поддержки по очень привлекательным ценам. Однако через некоторое время рынок расставил все по своим местам. С проблемами столкнулись и заказчики, и исполнители, многих из которых уже не существует. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что для нескольких новых компаний подобная ситуация, хотя и стала не самым удачным опытом, позволила выйти на рынок».

В заключении дискуссии Евгений Осьминин ответил на занимающий всех вопрос – вернутся ли на российский рынок западные вендоры? По его прогнозам, произойдет это, при условии сохранения текущей конъюнктуры рынка, во втором-третьем квартале 2025 года. А значит, у отечественных ИТ-компаний есть еще примерно год, чтобы выстроить ландшафт нового рынка, сделать его конкурентоспособным. Таким образом, возвратившиеся блудные сыны будут вынуждены искать место на уже сформировавшемся рынке.