Директор по развитию и цифровой трансформации РДТЕХ Евгений Осьминин в интервью журналу БИТ рассказал о влиянии цифровых технологий на основные процессы в обществе и о перспективах развития. Эксперт подчеркнул, что сформированные и внедренные за время глобальной неустойчивости технологии могут оказывать влияние на уже новую, устойчивую реальность, причем как поддерживать ее, так и противодействуя ей.
– Цифровые технологии развиваются стремительными темпами. К сожалению, и глобальная устойчивость падает. Связаны ли эти процессы? Поможет ли или, напротив, помешает, развитие технологий устойчивости мира?
– Процессы развития технологий и глобальной устойчивости безусловно коррелируют между собой. Однако постоянных линейные зависимостей между этими процессами нет, эта корреляция прослеживается на уровне турбулентности и степени энтропии. Например, снижение глобальной устойчивости является драйвером целого ряда процессов, среди которых обновление системы ценностей, выстраивание новых международных связей, снижение уровня доверия в целом, вопросы безопасности и т.д. Эти процессы находят отражение в технологическом развитии и продолжают оказывать на него влияние даже после глобальной стабилизации. В свою очередь, сформированные и внедренные за время глобальной неустойчивости технологии могут оказывать влияние на уже новую, устойчивую реальность, причем как поддерживать ее, так и противодействуя ей.
– 2023-й войдет в историю как год генеративного искусственного интеллекта (ИИ). Станет ли генеративный ИИ мощным ускорителем экономики, или хайп спадет, и он займет стандартную нишу среди новых технологий?
– Безусловно, внедрение и доступность систем генеративного искусственного интеллекта, сопровождалась хайпом, который, в настоящий момент уже пошел на спад. Тем не менее, экспансия данной технологии продолжается, увеличивается количество отраслей, в которых он находит применение. Оценивая влияние технологий ИИ на экономику в целом, можно предположить, что процесс внедрения и распространения систем имеет общие черты с процессами автоматизации и, затем, роботизации. При этом ИИ интеллект в средне- и долгосрочной перспективе качественно отличается от этих процессов, имеет значительный потенциал, поскольку, помимо значительных возможностей по обработке и анализу информации, в частности, генеративный ИИ позволяет создавать новые ценности. Уже сейчас дизайнеры, аналитики, трейдеры и представители других профессий используют элементы ИИ в своей повседневной деятельности, многие прикладные и аналитические программные продукты используют его механизмы. Технологии ИИ вообще и генеративного, в частности, будут постепенно расширять возможности привычных программных средств автоматизации и роботизации, повышать качество аналитических и рекомендательных сервисов и т.д.
В ближайшей перспективе технологии генеративного ИИ стимулируют развитие интернета вещей, приведут к некоторому росту отраслей, связанных с производством различных «умных» устройств, например, голосовых помощников, мультимедийных развлекательных сервисов и т.д. Ожидать существенного влияния генеративного ИИ на экономику в целом, стоит не ранее чем через 3-4 года.
Элементы хайпа, связанные с генеративным искусственным интеллектом будут периодически иметь место еще в течение некоторого времени, в связи с его новыми сферами применения и прикладными возможностями, но при этом достаточно быстро сформируется отношение к нему как к стандартной технологии, позволяющей получать неограниченное количество мультимедийного контента.
– Пандемия дала импульс использованию цифровым технологиям в образовании. Сегодня EdTech занял большую часть рынка. Каким вы видите образование будущего? Какое место займут в нем преподаватели? Кто это будет: люди или роботы?
– Образование будущего многие эксперты описывают как совокупность всех его лучших характеристик и практик, реализованных с помощью удобных цифровых сервисов и перспективных методик, гармонично интегрированная в различные аспекты деятельности человека. Образование будущего формируется уже сегодня. В настоящее время на некоторых образовательных платформах их владельцы активно экспериментируют с формами и методами подачи образовательного контента, его содержанием, адаптивностью и т.д., тестируют варианты автоматизации и роботизации процесса обучения, переосмысливают назначение и функционал преподавателей и экспертов. Подобную деятельность ведут и сами преподаватели, миксуя различные средства и технологии обучения с целью максимально сблизить результаты образовательного процесса с вызовами и потребностями внешней среды. Также существует ряд практик интеграций образовательных учреждений с производственными компаниями, кадровыми агентствами и т.д., которые также являются неотъемлемой чертой образования будущего.
В процессе формирования образования будущего данные инициативы будут приобретать все более системный характер, образовательные сервисы будут становиться все более универсальными, при этом обладать высокой адаптивностью, как к личностным качествам пользователя, так и к потребности и условиям внешней среды. Образовательные технологии и сервисы будут интегрированы в производственные процессы, а также в прочие аспекты жизни человека. Роль преподавателя также претерпит изменения. Логично предположить, что за человеком останется творческая составляющая, которая приобретет качественно новый аспект, а также soft-skills.
При этом, на мой взгляд, одной из важнейших составляющих образования будущего должны стать механизмы формирования гармоничного симбиоза между человеческой личностью и цифровым пространством. Это позволит эффективно использовать и расширять возможности цифровых технологий параллельно с развитием личности человека, а также позволит сбалансировать деятельность роботов и человека.
– Успех генеративного ИИ в 2023 году заставил всех говорить о скором создании сильного или общего ИИ, сравнимого с возможностями человека и обладающего субъектностью. Верите ли вы в это, и если да – сколько ждать?
– В рамках решения отдельных задач, формализованных посредством правил и ограничений, уже достаточно давно программные средства сопоставимы по возможностям с человеком. Ярким примером тому, могут служить различные игровые программы, например шахматные. Цифровизация, роботизация, а также технологии BigData уже несколько лет последовательно расширяют это количество задач, снимает ограничения, позволяет техническим средствам решать все менее формализованные задачи и обрабатывать неподготовленные специальным образом, неструктурированные данные. Технологии ИИ ускорят этот тренд и в ближайшие годы появится множество новых задач, в различных отраслях, в решение которых, компьютер эффективнее человека.
На мой взгляд, генеративный ИИ, является одним из финальных элементов среди стека перспективных технологий для существующих принципов построения аппаратного обеспечения. В ближайшие годы человечеству предстоит реализовывать возможности этого технологического стека.
Если говорить о полноценной субъектности ИИ, то на данном этапе развития технологий я не вижу технической почвы для ее возникновения. В перспективе 40-50 лет, после существенного изменения технологий и принципов обработки информации, наверное, появление субъектности ИИ можно допустить. Но тут возникают некоторые философские вопросы: необходима ли будет ИИ субъектность для эффективного решения задач? как изменится субъектность личности человека к тому моменту в цифровом мире?
– Использование цифровых технологий для людей с ограниченными возможностями или для пожилых пока очень медленно развивается. С чем это связано? Стоит ли ждать в данной области прорывов?
– Требуется определенное время для того, чтобы любая новая технология или продукт проделали путь от прототипа до широкого применения. На этом пути решение проходит различные фазы тестирования, опытную эксплуатацию в отдельных отраслях, множество обновлений и релизов. Затем требуется еще некоторое время, в течение которого стоимость разработки, либо внедрения технологии снижается, что делает ее приемлемой для массового распространения. Продолжительность этого периода времени обратно пропорциональна активности потенциальных заказчиков.
В случае с решениями, связанными с медициной и здоровьесбережением требуется провести еще целый ряд исследований и испытаний, что также требует времени. Поэтому, несмотря на то что цифровизация медицины идет очень интенсивно, скорость внедрение тех или иных решений в широкую клиническую практику пока недостаточна. В последние годы был принят ряд инициатив, направленных на улучшение ситуации.
Источник: БИТ