/  RPA и ИИ – идеальная пара

RPA и ИИ – идеальная пара

11.11.2025

Искусственный интеллект ускорил эволюцию технологий программной роботизации. RPA перестал быть лишь набором инструментов для улучшения бизнес-процессов. В тандеме с большими языковыми моделями автоматизация стала ключевым звеном цифровой трансформации, ее ядром и стратегической составляющей. О развитии интеллектуального RPA и наступлении эпохи гиперавтоматизации рассказал руководитель направления RPA компании РДТЕХ Андрей Скосырев.

ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ RPA: ФОКУС НА ЭФФЕКТИВНОСТИ

RPA изначально был сосредоточен на автоматизации рутинных операций и повторяющихся задач. Доминирование так называемой необслуживаемой RPA (Unattended RPA) было обусловлено возможностью быстрой автоматизации структурированных процессов, основанных на четких правилах. Такой подход не требовал сложной интеграции с системами ИИ и позволял быстро развертывать решения силами бизнес-аналитиков. Основной фокус был на сокращении издержек и оптимизации бэк-офисных операций.

Постепенно проявились ограничения классической RPA, а именно невозможность работы с неструктурированными данными (электронные письма, PDF-документы, изображения) и сложности с обработкой исключений из правил.

Выяснилось, что в случае, если бизнес-процесс требует интерпретации или обучения на основе новых данных, традиционная RPA не справляется. Это привело к росту интереса к гибридной RPA и технологиям обнаружения процессов, которые помогали находить новые точки для автоматизации.

iRPAСТАНОВИТСЯ МЕЙНСТРИМОМ

Сегодня RPA определенно является одним из важнейших критериев для повышения эффективности в тактической автоматизации, констатировали эксперты Gartner в выпущенном летом 2025 года «Магическом квадранте для роботизированной автоматизации процессов (RPA)».

Но именно в 2025 году, по мнению многих ИТ-аналитиков, происходит качественный переход от традиционных RPA-инструментов к Intelligent RPA (iRPA) или интеллектуальной автоматизации процессов (iRPA).

Если раньше RPA были некими интеграторами корпоративных ИТ-систем, то сейчас сфера применения расширилась значительно. RPA-платформы аккумулируют используемые технологии и стали незаменимыми помощниками в деле цифровой трансформации бизнеса. Благодаря iRPAпри многочисленных миграциях на отечественное ПО уже не прерываются бизнес-процессы и не пропадают данные.

iRPAрасширяет возможности RPA, объединяя её с технологиями ИИ, такими как машинное обучение, обработка естественного языка, машинное зрение, оптическое распознавание символов (OCR), интеллектуальная обработка документов (IDP) и другими.

В Gartner дали прогноз, что к 2026 году 30% компаний автоматизируют более половины своих операций поддержки ИТ-инфраструктуры. О том, что технологии RPA востребованы, говорят цифры российского Монитора технологий: более 60% респондентов указали на недостаточный уровень внутренней автоматизации процессов в 2024 году.

ПОЛНЫМ ХОДОМ К ГИПЕРАВТОМАТИЗАЦИИ

Переход к интеллектуальной RPA – это не замена, а качественное расширение классической автоматизации. Вот ключевые факторы этого перехода:

  • Созревание ИИ-решений – технологии компьютерного зрения и обработки естественного языка стали более доступными и надежными
  • Стратегия гиперавтоматизации – iRPAстановится ядром комплексной автоматизации бизнес-процессов
  • Смена приоритетов – переход от экономии затрат к повышению общей эффективности и улучшению клиентского опыта

Для бизнеса важно, что iRPAоптимизирует сложные процессы для повышения производительности, работает с неструктурированными данными, улучшает прозрачность операций и функционирует в режиме реального времени.

Умная RPA включает автоматизированную обработку заявок из писем, извлечение данных из сложных договоров, интеллектуальную классификацию обращений в службу поддержки и многое другое.

iRPAпоявилась в России несколько лет назад. В 2019-м бизнес с восторгом встретил решение SAP iRPA. Сегодня можно констатировать, что импортозамещение в сегменте программных роботов состоялось – в России есть конкурентный рынок и все ведущие российские RPA-платформы предлагают полный стек решений.

Что интересно, и клиент стал более требовательным. Раньше заказчики просили автоматизировать какой-либо из бизнес-процессов, теперь все чаще хотят внедрить iRPAв стратегию развития компании.

На рынке, как зарубежном, так и российском много практических кейсов:

  1. Летом 2025 года авиакомпания Air France-KLM сделала 170 имеющихся роботов RPA более независимыми и способными принимать решения без человеческой поддержки. 
  2. Партнер РДТЕХ – компания Sherpa Robotics внедрила систему интеллектуального поиска с использованием платформы Sherpa AI Server в АО «ТяжМаш». Решение позволило автоматизировать процесс поиска информации среди внутренних документов предприятия и значительно повысить эффективность работы персонала.
  3. Осенью 2025 года «СберСервис» представил нейросотрудников, которые объединяют возможности AI-агентов и RPA-технологий. Решение разработано на платформе SaluteRPA для ГК ФСК — одного из крупнейших застройщиков России.

Наступает эра гиперавтоматизации, которая даст возможность компаниям сделать подконтрольными все комплексные и сквозные процессы – интеграцию, мониторинг, управление. ИИ и RPA вместе смогут создать по-настоящему интеллектуальную экосистему автоматизации, которая стимулирует инновации и обеспечивает значительное конкурентное преимущество.

Свяжитесь с экспертом
Наши эксперты


Нажимая на кнопку отправки формы, я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных» и подтверждаю, что ознакомлен с «Политикой конфиденциальности».
Telegram
РДТЕХ в Telegram
IT услуги для бизнеса в Москве
Подписаться