Тренд очевиден в мировом масштабе, а в России soft skills начнут доминировать над hard skills в долгосрочной перспективе, выяснилось по итогам ежегодного панельного исследования Монитор технологий.HR-блок. Аналитики ИТ-компании РДТЕХ тем не менее зафиксировали растущую востребованность soft skills для эффективной деятельности бизнеса.
«Умениям soft skills уже самостоятельно в нашей стране обучают 64% компаний, тогда как hard skills – всего 27%, выяснили в РДТЕХ по итогам опроса порядка 30 руководителей по управлению персоналом и более 50 HR-специалистов, представляющих компании различных отраслей. Порядка 9% респондентов запланировали создание своей системы подготовки кадров, еще почти треть заявила о желании создать ее, но не в ближайшее время», - рассказал главный методолог и аналитик проекта, директор по развитию и цифровой трансформации РДТЕХ Евгений Осьминин.
О наличии собственных процессов подготовки специалистов сообщила четверть респондентов исследования, еще 13% запланировало создание механизмов внутреннего обучения в краткосрочной перспективе, уточнил эксперт.
Навыки soft, по данным глобальной статистики, давно перегнали hard по корпоративной значимости. В России запрос на личностные качества пока меньше, чем на профессиональные компетенции. Но в нашей стране все процессы происходят быстрее, и возможно, предстоящее падение значимости hard skills станет для ряда компаний неожиданностью. Всему виной – санкционные события.
«В ближайшее время компании в России будут стараться нарастить уровень hard skills. Этот тренд продолжится до формирования отечественного технологического стека, появления общепринятых стандартов ИТ-компетенций, повышения уровня цифровой зрелости компаний, перехода к зрелой автоматизации HR. В среднесрочной перспективе автоматизация и роботизация начнет формировать тренд на повышение значимости soft skills», объяснил Евгений Осьминин.
Монитор технологий выяснил, какие soft skills, которыми должен обладать современный ИТ-специалист, в ближайшей перспективе будут наиболее нужны. Мнения респондентов распределились следующим образом: коммуникации – 29%, работа в команде – 27%, тайм-менеджмент – 19%, приоритизация задач – 15%, наставничество и менторинг – 10%.
Аналитики РДТЕХ приводят мнение экспертов Accenture Strategy, которые в отчете «Harnessing Revolution Making the Future Workforce» указали, что организации-лидеры найдут правильный баланс истинно человеческих навыков – от лидерства до творчества. И передовые компании будут использовать лучшие технологии для повышения, а не уничтожения своих сотрудников.
Стоит отметить, что Монитор технологий рассчитал баланс soft и hard skills для различных уровней менеджмента – топ, мидл, а также рядовых сотрудников.
В РДТЕХ обратили внимание на тренд на внедрение системных HR-инструментов. В их числе – реализация модели компетенций. Ее планирует реализовать около трети компании в краткосрочной перспективе. Модель компетенций позволяет сформировать корпоративный стандарт управления знаниями, эффективно подбирать соискателей, формировать цифровые профили должностей.
Модель компетенций по soft skills есть у 21% респондентов, у 10% опрошенных имеется такая система сразу по soft и hard skills, констатировал Евгений Осьминин.
Эксперты РДТЕХ также отметили, что повышается личная ответственность сотрудников за свое образование. 43% респондентов заявили об имеющихся в компаниях механизмах стимулирования специалистов к обучению и развитию. По данным Монитора технологий, в сегодняшних лидерах курсов учебных центров – программы по развитию корпоративных компетенций и Soft Skills – они занимают 20% рынка. Желание бизнеса развивать гибкие навыки сотрудников позволило почти что догнать основные обучающие ИТ-направления – продажу продуктов – 26% и введение в ИТ-системы – 22%.
В Учебном центре (УЦ) РДТЕХ давно обратили внимание на возросший интерес компаний и специалистов к освоению инструментов soft skills. Спектр тренингов по гибким навыкам в УЦ всегда был разнообразным и рассчитан на потребности как ИТ-отрасли, так и бизнеса в целом. Тем не менее РДТЕХ постоянно расширяет линейку программ в соответствии с запросами заказчиков. Техническим специалистам важно уметь общаться и договариваться друг с другом, поскольку только единомышленники могут достичь успешного результата в командной работе, отмечают в УЦ РДТЕХ.